Заборы вместо мостов: почему сложно создать свою систему SWIFT
Хорошо знакомые нам глобальные институты, такие как ВТО, межбанковская система платежей SWIFT (о поиске альтернативы которой не раз заявляли российские власти) или даже интернет, являются закономерным итогом развития глобальной экономики после Второй мировой войны. Разделение единого экономического и технологического пространства планеты на отдельные сегменты пока обещает слишком много потерь для инициаторов этого процесса, считает профессор СПбГУ, эксперт Валдайского клуба Станислав Ткаченко.
Хорошо известные нам глобальные институты возникли как следствие отказа США от политики изоляционизма и успешного исполнения Вашингтоном функции лидера сообщества демократических стран Запада и ориентировавшихся на них развивающихся государств Глобального юга. Приняв на себя миссию лидерства, Вашингтон в благодарность за экономическую и военную помощь другим странам, за трансферт новейших технологий и стабильную общемировую валюту (доллар) требовал снижения таможенных барьеров и проведения либеральных реформ в государствах-сателлитах.
После распада СССР эта модель (включение в систему либеральной мировой торговли в обмен на соблюдение норм глобальных институтов) стала всеобщей. Но в полном масштабе модель действовала лишь короткий период на рубеже двух столетий. Ее закат наступил в период экономического кризиса 2008 года и сейчас стал очевиден всем.
Причинами кризиса однополярной модели 1990-х стали рост экономики Китая и активизация внешней политики России. А нежелательным, но практически неизбежным следствием кризиса выступила растущая напряженность в отношениях между центрами силы в формирующейся многополярной модели. В новой ситуации актуальным стал вопрос — как избежать «ловушки Фукидида», то есть череды межгосударственных конфликтов, следующих за низвержением прежнего гегемона и возвышением нового?
Один из путей «управляемого» демонтажа однополярной системы, обсуждаемый экспертами, — это создание Китаем, Россией и другими мировыми полюсами альтернативных систем глобальных институтов, призванных развести противников в разные углы ринга и таким образом дать им возможность избежать схватки. Например, созданный осенью 2014 года по инициативе Китая Азиатский банк инфраструктурных инвестиций по своему глобальному охвату (103 государства) и ресурсам (уставной капитал в $100 млрд, долгосрочный кредитный