Разговор о современном фолке — интервью с Zventa Sventana

СНОБРепортаж

Zventa Sventana: мы часто становимся жертвами плагиата

«Сноб» поговорил с участниками дуэта Zventa Sventana — Тиной Кузнецовой и Юрием Усачевым — о любимых летних фестивалях и татарском Монтрё, концерте в «Зарядье» и экспериментах с симфонической музыкой, песнях с их последнего альбома, драм-н-бейсе и саксофонных соло, а также выяснил, как сделать фольклор сексуальным

Беседовал Роман Дранников

Светлана Кузнецова и Юрий Усачев 
Светлана Кузнецова и Юрий Усачев. Фото здесь и далее: Анна Суховей

Вы сейчас находитесь в традиционном летнем туре по фестивалям. Сочи, Суздаль, дважды Питер, Елабуга… Какой вам особенно запомнился?

Тина: Выделю последние два выступления, потому что воспоминания о них еще свежи. В середине июля мы выступили в Суздале на «Празднике огурца». Публика там была подготовленная и прогрессивная. Казалось, зрители еле дождались нашего выхода на сцену, было супердрайвово. А до этого у нас был сольный концерт в Петербурге, во дворе Александринского театра. В отличие от Суздаля, здесь вышел такой домашний, камерный и очень душевный концерт. Да и название проекта чисто питерское — «По дворам».

Юрий: А мне очень запомнился фестиваль в городе Елабуга, который организует фонд пианиста Бориса Березовского. Для его проведения выбрано невероятно красивое место: сцена под открытым небом, вечером можно любоваться закатом, прямая трансляция. Рядом расположен дом-музей И. И. Шишкина, в который мы успели заскочить. По уровню это легко можно сравнить с джазовым фестивалем в Монтрё. Скажу даже больше: Елабуга сделала Монтрё! Это по-настоящему высокий европейский уровень. И хотя world music там тоже представлен, в первую очередь это фестиваль классической музыки. Поэтому классно, что организаторы пригласили нас и пошли навстречу нашему прогрессивному электронному звуку. Мы немного пошумели.

Т.: И вообще здорово, что наш проект отлично вписывается в фестивали любого формата: от инди до электроники и классической музыки.

Ю.:Мы, как и любой другой самоуверенный артист, считаем, что жанр, в котором мы выступаем, еще не существует — мы его сами создали.

В начале лета вы отыграли вместе с оркестром «Персимфанс» и ансамблем русской аутентичной музыки Toloka на Московском летнем музыкальном фестивале «Зарядье». Поделитесь впечатлениями от этого опыта.

Ю.: О, это был потрясающий опыт. Осенью 2023 года продюсер зала «Зарядье» Анна Попова предложила сделать концерт Zventa Sventana с оркестром.

Т.: Ну, вообще-то, изначально была идея сделать просто концерт Zventa Sventana, но я подумала, раз «Зарядье» — нужно исполнять заветную мечту и делать программу с оркестром. Мы с Юрой часто ходим на классические концерты, посещаем премьеры и различные фестивали.

И у нас уже давно зародилась идея соединить народную песню с симфонической музыкой. Наша задача — поднять вековое наследие и заразить идеей преемственности современных академических композиторов, обратить их внимание на народную песню, влюбить их в нее. Считаю, что нам это удается. Те композиторы, с которыми мы сотрудничали, теперь иначе воспринимают фольклор.

Ю.: Мы очень быстро поняли, что хотим выступить именно с оркестром «Персимфанс». Это первый симфонический оркестр без дирижера. Все его участники — солисты-виртуозы. У всех есть свои проекты, коллективы, записи. Это успешные музыканты, многие из них композиторы. Конечно, в рамках нашего совместного проекта возникли разнообразные технические сложности. Было трудно гармонично соединить громкий и довольно агрессивный электронный звук со звучанием инструментов симфонического оркестра. Пришлось исследовать опыт других коллективов — кто и как это делал раньше. Это оказалась довольно нетривиальная задача. Также в проекте участвовал вокальный коллектив Toloka из Санкт-Петербурга.

Т.: Продюсером Toloka выступает наша добрая подруга — Екатерина Ростовцева, супруга замечательного композитора Алексея Ретинского. Мы давно общаемся — с тех пор, как мы с Юрой побывали на уникальной премьере оркестра и хора musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса. Там мы впервые познакомились с музыкой Ретинского, узнали о других его проектах и влюбились в то, что он создает.

Он тоже принимал участие в проекте концерта в «Зарядье»?

Ю.: Да, Алексей написал несколько композиций для проекта. Дело в том, что процесс адаптации творчества Zventa Sventana для оркестра в итоге перерос в написание новых версий каждой песни. А так как песен было немало, решено было пригласить несколько композиторов. Фактически мы столкнулись с тем, что для задуманного нами концерта пришлось писать, по сути, новый материал. Пусть и на основе уже существующих песен. Было много репетиций. Это был удивительный, захватывающий процесс, благодаря которому мы многому научились. Думаю, что и участники оркестра тоже научились у нас чему-то новому.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Скромное обаяние позднесоветского интеллигента». Отрывок из книги о кино в СССР «Скромное обаяние позднесоветского интеллигента». Отрывок из книги о кино в СССР

Отрывок из книги антрополога Вадима Михайлина «Из глубины экрана»

СНОБ
Почему мигранты хамят, насилуют и убивают: объяснили психологи Почему мигранты хамят, насилуют и убивают: объяснили психологи

В последние годы в России участились нарушения закона со стороны мигрантов

ФедералПресс
Первый среди неравных: дизайнер Ясухиро Михара Первый среди неравных: дизайнер Ясухиро Михара

Ясухиро Михара: как японский дизайн кроссовок покорил мир

Правила жизни
Добытчицы серебра: 6 фактов о Мирре Андреевой и Диане Шнайдер Добытчицы серебра: 6 фактов о Мирре Андреевой и Диане Шнайдер

Самые интересные факты о теннисистках Мирре Андреевой и Диане Шнайдер

Forbes
Зачем закрывать приложения на смартфоне: борьба с цифровыми вампирами Зачем закрывать приложения на смартфоне: борьба с цифровыми вампирами

Вы когда-нибудь замечали, что ваш смартфон внезапно начинает нагреваться?

ТехИнсайдер
Клоп — топ Клоп — топ

Никита Кологривый: между восторгом и порицанием

Men Today
Гендиректор РЭО: «Необходимо создать современную инфраструктуру по утилизации отходов» Гендиректор РЭО: «Необходимо создать современную инфраструктуру по утилизации отходов»

В России с нуля создается отрасль обращения с твердыми коммунальными отходами

ФедералПресс
Сможет ли ИИ написать «Войну и мир-2» Сможет ли ИИ написать «Войну и мир-2»

SSM-модель — что нового она привнесла для мира нейросетей?

ТехИнсайдер
«Я шопоголик»: как перестать тратить деньги впустую «Я шопоголик»: как перестать тратить деньги впустую

Как диагностировать у себя шопоголизм и победить его?

Psychologies
«Гуслица»: творческая усадьба на территории мануфактуры «Гуслица»: творческая усадьба на территории мануфактуры

Вдали мегаполиса энтузиасты развивают на историческом месте новую арт-резиденцию

Psychologies
Секс, стена и Достоевский Секс, стена и Достоевский

Что может сделать русская литература со стремительно взрослеющей девушкой

Weekend
«Если ко мне не будут приставать, как я пойму, чего стою?»: почему женщины зависимы от (любого) мужского внимания «Если ко мне не будут приставать, как я пойму, чего стою?»: почему женщины зависимы от (любого) мужского внимания

Психолог рассказывает о культурных предписаниях, которые давно пора пересмотреть

Psychologies
Как аккуратно проделать дырку в ремне: 5 сподручных способов Как аккуратно проделать дырку в ремне: 5 сподручных способов

Как быстро и аккуратно проделать новое отверстие в кожаном ремне

ТехИнсайдер
Антидворянец: уроки коллекционирования Алексея Бахрушина Антидворянец: уроки коллекционирования Алексея Бахрушина

Слухи и сплетни столетней давности: об известном коллекционере Бахрушине

Правила жизни
«Платонов всегда будет современным и никогда не будет актуальным» «Платонов всегда будет современным и никогда не будет актуальным»

Платонов — один из важнейших не только прозаиков, но и мыслителей XX века

Знание – сила
Про запас Про запас

Сезонные заготовки — дело выгодное с любой стороны

Bones
Наличники (или шоу «Окна») Наличники (или шоу «Окна»)

Почему резные наличники получили распространение именно в России?

КАНТРИ Русская азбука
15 модных словечек и фраз, которые стоит позаимствовать из словаря зумеров 15 модных словечек и фраз, которые стоит позаимствовать из словаря зумеров

Разбираем зумерский сленг, чтобы найти с ними общий язык

Psychologies
Король ток-шоу: кто такой Фил Донахью? Король ток-шоу: кто такой Фил Донахью?

Чем Фил Донахью заслужил уважение и доверие телезрителей?

Правила жизни
Вредные советы из СССР Вредные советы из СССР

8 кулинарных лайфхаков, которым не стоит следовать

Лиза
Антисоветчики, которых не преследовали, но осуждали: как жили советские стиляги Антисоветчики, которых не преследовали, но осуждали: как жили советские стиляги

Кто такие советские стиляги и как была устроена их жизнь?

ТехИнсайдер
Благородный винтаж и вещи «первой руки»: почему все охотятся за антикварной мебелью Благородный винтаж и вещи «первой руки»: почему все охотятся за антикварной мебелью

Галеристы фиксируют: на рынке антикварной мебели уже третий год идет оживление

Forbes
Куда приводят мечты (и стоит ли за ними следовать) Куда приводят мечты (и стоит ли за ними следовать)

Что будет, если позволить себе воплотить в жизнь давние желания?

Psychologies
Живейшее из искусств Живейшее из искусств

«Комната 999»: кинорежиссеры рассуждают о судьбе кино

Weekend
6 ловушек, которые мешают нам проживать свою жизнь счастливо 6 ловушек, которые мешают нам проживать свою жизнь счастливо

Почему мы позволяем стереотипам мешать нам жить?

Psychologies
Что такое джиу-джитсу: виды, приемы, советы мастера с черным поясом Что такое джиу-джитсу: виды, приемы, советы мастера с черным поясом

Джиу-джитсу: шахматы в мире единоборств

РБК
Горе победившим Горе победившим

Как московский князь Юрий Данилович неудачно воевал с Тверью

Дилетант
Ивановичи Ивановичи

Обоим сыновьям Ивана Калиты совсем не повезло с местом в истории

Дилетант
Сферы влияния Сферы влияния

Приглашенным главредом этого номера певица Валерия работала из отпуска

Psychologies
Прочистить чакру и обновить ауру: почему мы верим в сомнительные методы помощи Прочистить чакру и обновить ауру: почему мы верим в сомнительные методы помощи

Почему люди доверяют чакрологам и прочим «специалистам»?

Psychologies
Открыть в приложении