«Журавлиная родина» скворцов: где и зачем в России построили многоэтажное общежитие для певчих птиц
И на что способны скворцы, живущие на этой биостанции?
В 20-е годы XX века писатель-натуралист Михаил Пришвин, путешествуя по полям, лесам и болотам подмосковного Талдома, дал этим местам звучное имя — «Журавлиная родина». В одноименном произведении он воспел быт народа, пробуждение весны, пение птиц, в частности крики журавлей, и даже уделил внимание водоросли кладофоре (у Пришвина — «клавдофора»). Однако многочисленные здесь скворцы почему-то не вдохновили писателя, и в его «Журавлинной родине» для них не нашлось места.
Спустя почти сто лет сотрудники заказника «Журавлиная родина», любители и защитники птиц, будто решив исправить незначительное упущение знаменитого автора, построили на биостанции в деревне Дмитровка настоящее многоэтажное общежитие для скворцов. Оно представляет собой высокий столб, на котором закреплены десятки скворечников.
Необычное сооружение служит символом стремления человека совершать добрые дела во имя природы, а заодно напоминает о старой русской традиции — строить домики для птиц. В прошлом крестьяне бережно относились к пернатым соседям, делали для них глиняное или деревянное жилье, украшали его росписью, наличниками. Такой обычай был зафиксирован выдающимся путешественником и натуралистом Петром Симоном Палласом в XVIII столетии: «Во всей России, в особенности в умеренной полосе и на юге, встречаются в большом количестве и пользуются большой заботой, как со стороны христианского, так языческого населения. У домов ставят на высоких шестах сосуды или сделанные из коры ящички, чтобы привлечь туда на гнездовье скворцов — доверчивых и смелых;