«Дочь закрыла руками голову и лицо»: почему родители отказываются от шлепков
В День защиты детей колумнистка Cosmo Екатерина Попова рассказывает, почему родители в России готовы бить своих детей и к чему это приводит.
Отношение к физическим наказаниям детей в современной России
В 2019 году дата-отдел «Новой газеты» проанализировал 425 судебных решений по делам об избиениях, истязаниях, убийствах и жестоком обращении с детьми. В результате выяснилось, что 80% таких преступлений в России совершаются в семье.
Поводами наказаний в «воспитательных целях», которые нередко заканчивались трагедиями, служили мелкие провинности. Вот один из примеров: воспитательница сказала мужчине, что его сын в садике берет чужие игрушки, и попросила объяснить ребенку, что так делать нельзя. Вечером отец избил мальчика деревянным прутом, на следующий день ребенку стало плохо, и его увезли в больницу.
Суд признал мужчину виновным и назначил ему наказание: четыре месяца исправительных работ и штраф в размере 10% от зарплаты. Согласно исследованию «Новой газеты», это типичный финал: если ребенка не убили или его здоровью не причинен тяжкий вред, то подсудимые обычно получают исправительные работы или условные сроки, даже если истязания длились годами.
В 2019 году Национальный институт защиты детства опубликовал аналитический отчет об отношении россиян к использованию физических наказаний. 25% респондентов сообщили, что хотя бы один раз пороли детей ремнем за «серьезные проступки». Ими родители считают курение, употребление алкоголя или наркотиков, хулиганство и мелкое воровство. Допустимыми побои в таких случаях назвали две трети участников опроса.
В 2017 году в России развернулась дискуссия о так называемом «законе о шлепках»: нормативно-правовом акте, предполагающем уголовную ответственность за насилие в семье. Прошли сотни митингов, петиция против закона собрала около двухсот тысяч подписей. «Пап и мам, слегка отшлепавших детей, ставят в один ряд с экстремистами!» — писали разные СМИ.
В итоге Госдума завернула ужесточение Уголовного кодекса, а мы узнали много нового о традиционных ценностях.
Милонов заявил, что новый закон «позволит вмешаться в естественный процесс, который происходит в каждой семье, когда люди ссорятся, мирятся». Руководитель Санкт-Петербургского отдела общественной организации «Народный Собор» Анатолий Артюх вознес хвалу парламентариям: «Это правильное решение депутатов, поддерживающее развитие нашей страны и народ в плане защиты традиционных нравственных ценностей. Тот закон запрещает традиционное воспитание в семье».
Как ни печально, но Артюхов прав. Если говорить о традициях, то «березовая каша» досталась нам от предков, которые не видели в таких наказаниях ничего плохого.
Как раньше относились к физическим наказаниям детей в России
В дореволюционной России телесные наказания были массовыми и очень суровыми, и обсуждался разве что вопрос допустимой жестокости.
«Изборник» 1076 года учит, что ребенка нужно с самого раннего возраста «укрощать». «Повесть об Акире Премудром», созданная в XII веке, велит: «От биения сына своего не воздержайся». В Домострое духовник Ивана Грозного протопоп Сильвестр рекомендует: «Наказывай сына своего в юности его, и успокоит тебя в старости твоей. И не жалей, младенца бия: если жезлом накажешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти».
Подвижки начались лишь в XIX веке. В 1858 году знаменитый хирург Николай Пирогов опубликовал статью «Нужно ли сечь детей?», в которой писал, что физические наказания антипедагогичны. Подобные взгляды для тех времен были слишком революционным, и уже в следующем году в циркуляре по Киевскому учебному округу Пирогов был более сдержан. Отвергая розги, он тем не менее говорил, что обойтись без них совсем нельзя. Но даже публицист Николай Добролюбов, активно критиковавший существующую систему воспитания, циркуляр высмеял.
Телесные наказания сохранялись до начала XX века во многих приходских и сельских школах. До суда или скандалов доходило лишь в случаях экстраординарной жестокости. И, конечно, в семейном быту побои были весьма частым явлением. А как могло быть иначе, если их официально признавали средством воспитания?
В 1908 году русский врач, деятель земской медицины и этнограф Дмитрий Жбанков опросил московских студентко. Из 324 опрошенных 75 сообщили, что дома их секли розгами, а к 85 применяли другие наказания — пощечины, порку вожжами или мокрой веревкой, стояние на голых коленях в углу на горохе. Ни одна из опрошенных не осудила родителей, а пять даже сказали, что «надо было драть сильнее». При этом следует учитывать, что девочек били дома реже, чем мальчиков.
В советские времена телесные наказания в школах запретили. Однако это касалось «ритуальной» официальной порки: подзатыльники и шлепки учителя и воспитатели раздавали нередко. Их использование во многом зависело от конкретной ситуации: особенностей учебного заведения, социального происхождения ученика и готовности родителей защищать ребенка.
Оценить масштабы применения физических наказаний в семьях СССР довольно сложно: исследования этой темы проводились редко. Но вот одно из них: в конце 1980-х годов журналист Николай Филиппов устроил анонимное анкетирование семи с половиной тысяч детей от девяти до 15 лет в 15 городах страны. 60% из них сообщили, что родители использовали телесные наказания. 86% детей пороли, 9% заставляли стоять в углу на коленях на горохе, соли или кирпичах, 5% сообщили, что им наносили удары по лицу и по голове.
Неудивительно, что при одобрении физических наказаний и их использовании в России на протяжении веков, сейчас две трети родителей готовы прибегать к ним, а четверть хоть раз, но порола детей ремнем.
Как воздействуют телесные наказания на детей: исследования
Ученые из Монреальского университета в Канаде выяснили, что физическое насилие влияет на развитие мозга ребенка. Согласно результатам исследования, у детей, которых трясли и били, уменьшены миндалевидное тело и префронтальная кора — участки мозга, играющие ключевую роль в регуляции тревожных и депрессивных переживаний. В перспективе это повышает риск развития психических расстройств.
Недавно появилось еще одно исследование, касающееся именно шлепков. По данным специалистов из Гарварда, опубликованным в журнале Child Development, даже легкие телесные наказания приводят к таким же изменениям в мозге, как и формы крайне жестокого обращения, и тем самым увеличивают риск развития депрессии, тревожных расстройств и расстройств поведения.
Клинический психолог Александра Меньшикова в интервью «Правмиру» объясняет: шлепки стимулируют только лимбическую систему — эмоциональный мозг. Иными словами, ребенок будет боятся — и всё. Во время объяснений включаются другие центры, так как уже возникает необходимость анализировать услышанное, и благодаря этому мозг развивается.
Она же отмечает, что родители, которые практикуют телесные наказания, чувствуют себя беспомощными — они не понимают, что еще можно сделать. И снова удивляться нечему: из-за исторического «наследства» люди нередко не представляют, как еще воспитывать детей. Сказывается и загруженность родителей: отшлепать гораздо быстрее и проще, чем часами объяснять одно и то же.