Сергей Дрейден
Легендарный ленинградский и петербургский актер вернулся на сцену БДТ — и (как и всегда виртуозно!) играет главную роль Ивана Ильича Туба в спектакле Андрея Могучего по мотивам вселенной Олеши «Три толстяка. Эпизод 7. Учитель».
К 75-летию Сергея Симоновича документалист Владимир Непевный снял фильм о нем под названием «Дрейден-сюита». Впереди в сентябре — новый юбилей: 80-летие актера и художника. И если продолжать музыкальные метафоры, Дрейден — не просто сюита, а эпический цикл наподобие «Кольца Нибелунгов» или космогонической мистерии LICHT Штокхаузена. Совпадение, но в ней семь опер, как и эпизодов в театральном проекте Андрея Могучего и команды БДТ по мотивам сказочной повести Юрия Олеши (хотя публике явили лишь три — остальные части умышленно пропущены). Благодаря Дрейдену получивший подзаголовок «Учитель» третий (и он же эпизод седьмой) спектакль — о диктатуре, репрессиях и песках времени, что погребают под собой всё, — вышел, пожалуй, самым человечным в серии.
Охватить весь масштаб личности Сергея Симоновича в одном интервью невозможно. Мы приведем только семь разнородных и нелинейных эпизодов-высказываний — фрагментов одной грандиозной и очень петербургской мозаики. На всякий случай: вы точно видели Сергея Симоновича в перестроечном хите «Окно в Париж» и в «Русском ковчеге» Сокурова, снятом одним кадром в Эрмитаже.
Эпизод 1, в котором Сергей Дрейден соглашается сыграть в «Трех толстяках»
«Для всего, что касается ретроспективной и воспоминательной части, есть одно название — это зеркало обратного вида. На велосипедах в моем детстве устанавливалась такая штучка, сейчас ее почти не бывает. Вот и у меня позади теперь больше, чем впереди. Если направить это мое личное зеркало к “Трем толстякам”, то начало было простым. Мне позвонил художник спектакля Александр Шишкин и говорит: “Сергей Симонович, тут Могучий стесняется, но хотел бы предложить роль”. С Шишкиным мы делали спектакль “Вино из одуванчиков” в ТЮЗе им. Брянцева, а в галерее “Борей” выставлялись работы Александра и арт-объединения “Паразит”, в которое он входит (президент “Борея” — жена Сергея Дрейдена Татьяна Пономаренко. — Прим. ред.). С Андреем Могучим мы тоже были знакомы: обсуждали сотрудничество, когда он только принял БДТ как руководитель, а еще участие в постановке бельгийца Люка Персеваля “ROMEO & JULIET, или Милосердная земля”. Я тогда понял, что не смогу встроиться в тот спектакль. А про “Трех толстяков” сразу ответил: “Когда мы встречаемся?” — хотя две предыдущие части не видел».