Как и откуда взялась буква Ё?

Знание – силаНаука

Всего две точки над «е»: приключения одной буквы

Ольга Балла

Совершенно непонятно: как же мы жили без неё раньше – всё то долгое-долгое время, что её у нас не было?.. Чтобы ответить на такой простодушный вопрос, необходимо прояснить: а кто такие эти мы, умудрившиеся долгие века жить без буквы «ё», хотя звуки наших языков настоятельно её требовали, и когда, наконец, наша разлука с нею прекратилась и фонетика счастливо соединилась с графикой? И вообще, как и откуда взялась эта затейливая буквица – самая молодая, между прочим, из букв русской азбуки? И не просто самая молодая, но ещё и – среди них всех – единственная авторская: лишь эта буква может похвастаться тем, что известен её создатель (с наибольшей вероятностью это Николай Михайлович Карамзин, хотя упоминают и другую родительницу – Екатерину Романовну Дашкову). Называют даже точную – вплоть до дня! – дату её рождения: 29 ноября 1783 года (и существует традиция отмечать эту дату как день буквы «ё»). Знающие люди, правда, эту дату оспаривают, утверждая (вполне аргументированно), что годом рождения «ё» следует считать всё-таки 1797‑й; чуть ниже мы об этом расскажем. Но тем не менее: у других букв ничего подобного нет!

Да, есть ведь и ещё один вопрос – тоже достаточно наивный для того, чтобы на него было интересно отвечать: с чего вдруг потребность в такой букве вообще возникла? О, и ещё один, – наверное, самый наивный, но ведь, согласитесь, ответ на него совсем не очевиден: а почему вдруг звук [jo], в котором совершенно отчётливо слышится [о], а никакое не [e], заведено обозначать графемой, в основе которой – буква «е»?

Народы «ё»

Прежде всего – о том, кто такие «мы» (по аналогии с «народами Книги», отчего бы не говорить о народах «ё»?). Нас, использующих кириллические алфавиты с буквой «ё», много, и это не только русские, белорусы и русины (кстати: в русском и белорусском алфавитах «ё» – седьмая буква, а в русинском – девятая). «Ё» освоилась и за пределами славянского ареала, укоренившись в некоторых неславянских алфавитах, при разработке которых за основу была взята так называемая гражданская кириллица (та самая, что когда-то была введена в употребление Петром Первым и позже претерпевала лишь незначительные по существу изменения – одним из которых и стала в своё время интересующая нас буква): в казахском, киргизском, монгольском, таджикском, удмуртском, чувашском…

Обозначает она во всех этих алфавитах, по существу, одно и то же: в случае, если она стоит после согласной, свидетельствует о мягкости соответствующего звука, за которым следует звук [о], а во всех прочих случаях – йотированный [о]. Но дальше начинаются расхождения. У русских, если в слове стоит буква «ё», – можно не сомневаться, что именно на соответствующий звук падает ударение (это, правда, лишь в случае, если слово не заимствовано из другого языка или и вовсе не является иноязычным именем собственным – вроде, например, Шандора Петёфи, в фамилии которого ударение неукоснительно падает на первый слог). Более того, русская «ё» пользуется особенной свободой – близнецам из иных алфавитов впору ей позавидовать: писать её необязательно! (Некоторые издания даже настаивают на том, чтобы вовсе её не писать, – за исключением тех случаев, когда она имеет смыслоразличительное значение1 и позволяет, допустим, отличить слово «все» от слова «всё», а также передаёт близкое к аутентичному, насколько возможно, звучание имён собственных – особенно иноязычных и не слишком широко известных. Скажем, Иоганна Вольфганга Гёте в написании «Гете» ещё узнают более-менее все, а вот в случае, допустим, Эдуарда Мёрике точечки над «е» желательно уже поставить. Впрочем, и в русских фамилиях она умеет быть неотменимой: так различаются, например, фамилии «Огнев» и «Огнёв». В документах это различие принципиально, но на самом деле это одна и та же фамилия – просто первый из её вариантов обязан своим возникновением либо пренебрежению буквой «ё», либо – если был записан до XIX века – отсутствию графических средств для передачи соответствующего звука.) А вот в орфографиях белорусского, русинского, удмуртского, чувашского и ещё некоторых языков «ё» совершенно неотменима.

1 Наш журнал придерживается этого же правила. Но из уважения к букве «Ё» в данной статье она занимает своё место везде, где должна быть

Ё-корни: фонетика

Как ни удивительно, фонетические корни «ё» не так глубоки: нашей древности они не достигают. Ни старославянская, ни церковнославянская азбуки неспроста не имели нужды в такой букве: соответствующего сочетания звуков эти языки не знали. В древних славянских языках не было звука [о] после мягких согласных (включая шипящие и [ц] – он тоже был мягким!) – в праславянском это место занял звук [э].

И лишь в XII веке в нашем языке начались – и шли примерно до XVII столетия – процессы, приведшие к изменению звучания того – ударного – гласного, который обозначается буквой «е»: перед твёрдыми согласными и в конце слова звук [э] в живой разговорной речи превратился в [о]. Понятно, что ни церковно-славянский язык в целом, ни отдельные церковнославянизмы этот процесс не затронул. Поэтому, например, разговорному – и в этом смысле грубоватому – слову «бытиё» и поныне соответствует возвышенное – как всё, маркируемое церковнославянизмами, – «бытие». Кстати, эти родившиеся в разговорном языке сочетание [jo] и [о] после мягких согласных долго ещё воспринимались как просторечные, и вплоть до XVIII столетия в письменных текстах мы их не встретим, – на самом деле, почти не встретим: ещё не имея собственного графического облика, «ё» всё-таки пробивалось в письменную речь под личиной буквы «о» после мягких согласных: например, в слове Семонъ.

А вот и ответ на вопрос, почему в русском письме, обозначая этот звук, мы ставим две точки не над «о», что кажется наиболее логичным, а над «е»: используется такая буква почти исключительно в тех позициях, где когда-то произносилось [(j)e] – а произношение [(j)o] развилось именно отсюда. В иных языках, особенно в неславянских, конечно, всё было иначе. Но поскольку русский алфавит, вместе со своей буквой «ё», старше их всех, – они просто заимствовали её готовой – вместе со всем алфавитом.

«А для чево писать іожъ а не йожъ, етова я и не постигаю»: Ё-соперники, Ё-предшественники, Ё-альтернативы

Сегодня может показаться удивительным, что один из самых радикальных реформаторов русской письменности, Пётр Великий, создавший в 1708—1711 годах употребляемый в основном и поныне гражданский шрифт, графических средств для звука [jo] не знал – несмотря на то, что этот звук со всей очевидностью присутствует в его собственном имени. Но, во всяком случае, в XVIII веке, примерно к середине его, стало очевидным, что от звука [jo] даже в возвышенной литературной речи никуда не деться (например, в местоимении «её»), на эту фонетическую реальность надо как-то реагировать и пора уже искать средства к её обозначению.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Был ли аншлюс ГДР? Был ли аншлюс ГДР?

Читаем новый единый учебник всеобщей истории для 11 класса

Дилетант
10 неожиданных методов применения молока в быту, которые вам точно захочется повторить 10 неожиданных методов применения молока в быту, которые вам точно захочется повторить

Этот вкусный напиток можно использовать не только в кулинарии! Не верите?

ТехИнсайдер
Тайна форсажного пламени Тайна форсажного пламени

Что такое форсаж?

Популярная механика
Образ свободы и приключений: почему мы романтизируем пиратов Образ свободы и приключений: почему мы романтизируем пиратов

Почему же мы так романтизируем этих зачастую жестоких и беззаконных людей?

ТехИнсайдер
Когда возникает «наука», или История понятия «science» Когда возникает «наука», или История понятия «science»

Развитие научного знания в Англии в XVII веке

Знание – сила
Утренняя напасть: как избавиться от отеков лица Утренняя напасть: как избавиться от отеков лица

Почему возникают утренник отеки лица и как предотвратить их появление?

ТехИнсайдер
Компьютерный мозг Компьютерный мозг

Как работают настоящие нейроморфные микросхемы

Популярная механика
Банальность против зла Банальность против зла

Как Терренс Малик превратил пафос в киноязык

Weekend
Таганская тюрьма Таганская тюрьма

В прошлом «Таганкой» называли знаменитую тюрьму

Дилетант
Пухлая девочка в уродливых очках: как Билли Джин Кинг изменила себя, спорт и женщин Пухлая девочка в уродливых очках: как Билли Джин Кинг изменила себя, спорт и женщин

Как девочка из Калифорнии стала иконой для нескольких поколений женщин

Forbes
Неслучайный человек Неслучайный человек

Уникальное интервью с Евой Власовой и Машей Шейх

OK!
4 факта о торфяном виски, которые знают далеко не все ценители 4 факта о торфяном виски, которые знают далеко не все ценители

Многие ценители виски в конце концов приходят к сортам с с привкусом лыжной мази

Maxim
Полина Лазарева: «Найду любой повод, чтобы пострадать» Полина Лазарева: «Найду любой повод, чтобы пострадать»

Я стою на ногах только благодаря тому, что у меня есть на кого опереться

Караван историй
Оказалось, что «кошачий» паразит делает пожилых людей слабее Оказалось, что «кошачий» паразит делает пожилых людей слабее

Кошачьи могут представлять серьезную опасность для пожилых людей

ТехИнсайдер
Абьюз партнера, бедность и страхи: почему на самом деле женщины делают аборты Абьюз партнера, бедность и страхи: почему на самом деле женщины делают аборты

Почему женщины решаются прервать беременность, как это решение влияет на них?

Forbes
При большом количестве помощниц ткачиковые воробьи отложили яйца покрупнее При большом количестве помощниц ткачиковые воробьи отложили яйца покрупнее

Самки ткачикового воробья откладывают более крупные яйца с помощнцами

N+1
Почему термос перестал держать тепло: 3 житейских способа восстановить изоляцию Почему термос перестал держать тепло: 3 житейских способа восстановить изоляцию

Как починить термос, чтобы он снова радовал горячими напитками

ТехИнсайдер
«Это все из-за меня!»: почему мы считаем, что ответственны за чувства других людей «Это все из-за меня!»: почему мы считаем, что ответственны за чувства других людей

Как перестать винить себя во всех проблемах

Psychologies
Природное джакузи посреди снегов: термальные источники России Природное джакузи посреди снегов: термальные источники России

Курорты, где можно искупаться в теплой воде с лечебным минеральным составом

Караван историй
Переменное напряжение Переменное напряжение

ВЧ-мобиль – неосуществленный проект сороковых годов

Автопилот
Нудный голос человека Нудный голос человека

«Убийца»: Дэвид Финчер экранизирует комикс

Weekend
Приятно познакомиться: 6 вещей, которые ты должна знать о своей зубной щетке Приятно познакомиться: 6 вещей, которые ты должна знать о своей зубной щетке

Как правильно выбрать, использовать и ухаживать за зубной щеткой?

VOICE
5 самых частых причин развода: когда его можно избежать 5 самых частых причин развода: когда его можно избежать

Когда стоит оценить ситуацию и понять, как можно сохранить брак — и надо ли

Psychologies
И я там был. Почему трудно забыть первую любовь И я там был. Почему трудно забыть первую любовь

Как забыть свою бывшую

СНОБ
Какие здания нравятся россиянам: ученые выяснили, что предпочтения людей не соответствуют реальному виду новостроек Какие здания нравятся россиянам: ученые выяснили, что предпочтения людей не соответствуют реальному виду новостроек

Создается ли архитектура для удовлетворения эстетических потребностей?

ТехИнсайдер
Премия за самый короткий импульс света Премия за самый короткий импульс света

Как электроны связаны с современной наукой?

Наука и жизнь
Ивашки, Якушки и Петрушки… Ивашки, Якушки и Петрушки…

Имена царей содержали в себе зашифрованное послание о будущей политике

Дилетант
«Повезло этой беженке найти такой славный дом»: как жили спасенные от Холокоста дети «Повезло этой беженке найти такой славный дом»: как жили спасенные от Холокоста дети

Глава из книги Веры Гиссинг «Жемчужины детства»

Forbes
Хичкок на кухне Хичкок на кухне

«Точка кипения»: спин-офф кулинарного триллера

Weekend
«Группы смерти», жизнь в интернете и общественный диалог: каким получился фильм «Белый список» «Группы смерти», жизнь в интернете и общественный диалог: каким получился фильм «Белый список»

Режиссер Алиса Хазанова: об умении переключаться после съемок

Psychologies
Открыть в приложении