Место творчества Булата Окуджавы в современной литературе и литературоведении

Знание – силаКультура

«Все, что было его, – нынче ваше»

Станислав Свиридов

На фотографии автограф стихотворения Булата Окуджавы «У поэта соперников нету…»

Сегодня, в год столетия Булата Окуджавы, его стихи входят в школьную программу, стоит памятник на старом Арбате, именем Окуджавы названы улица, самолет и астероид. А еще 30 лет назад приходилось доказывать, что стихи Булата Шалвовича – достойная тема для литературоведа. Гитарист, песенник? – ну это же эстрада, «самодеятельное» творчество! В брежневские времена бардам не полагался пропуск в большую литературу. Поэтому первые попытки осмыслить феномен Окуджавы были сделаны в зарубежной критике. Авторы «Нового русского слова», «Нового журнала», «Граней» внимательно следили за культурной жизнью СССР и, конечно, заметили неформальную славу неофициального поэта. Правда, в его популярности они видели явление скорее общественное, чем художественное. А если художественное, то «низкое», оправдываемое только тем, что исходит оно из гущи народной. Ох уж эта гитара! И «тут» и «там» она – «подозрительный инструмент». Проницательный рецензент Роман Гуль свидетельствовал в 1965 году: то, что Окуджава поет свои стихи под гитару, а не «бряцает на лире», воспринимается эстетами как вульгарность.

Это на Западе! А в Советском Союзе претензии к Окуджаве были более серьезными. Поэт слишком явно и успешно игнорировал канонические правила, созданные советской номенклатурой, тем самым доказывая их несостоятельность, а магнитофонные «тиражи» его стихов расходились без позволения Главлита. Критика замечала Окуджаву (и то больше как прозаика), но критика – область мнений и дискуссий. Другое дело – наука! В СССР она стояла на страже «правильной» картины мира, сам факт исследовательского внимания как бы увенчивал автора и официально вводил его в святилище литературы. Назвать Окуджаву поэтом значило бы узаконить вольную словесность. Известный литературовед, профессор МГУ Сергей Кормилов вспоминал, как в 1983 году ему удалось опубликовать в научно-популярном (не собственно научном!) журнале «Русская речь» первую литературоведческую статью о другом барде, Владимире Высоцком, ценой многочисленных компромиссов, оговорок и умолчаний, – со второй попытки. Хотя в том же году статья литературоведа З. Паперного об Окуджаве была опубликована в журнале «Вопросы литературы», эта первая ласточка не сделала бардам весны. По-прежнему удавалось только исподволь вводить произведения Окуджавы в сферу литературоведения, рассматривая его наряду с другими авторами, выбирая его легально опубликованные стихи в качестве примеров и иллюстраций, как это делали Михаил Гаспаров и Виктор Григорьев.

Тем временем уже в середине 1970‑х в печати русского зарубежья об Окуджаве говорили вполне серьезно, особенно после выхода в Париже четырехтомного собрания «Песни русских бардов» со звуковым приложением. Оксфордский славист, профессор Джеральд Смит в англоязычной рецензии на это издание называет Окуджаву «крупнейшим лирическим поэтом». Дж. Смит, вероятно, и был автором первых научных, а не критических исследований поэтического творчества Окуджавы.

Разумеется, с началом перестройки в СССР цензурное «сдерживание» полуофициального поэта прекратилось, и наше литературоведение «открыло» Окуджаву как неизученного большого поэта. В годы возвращения имен, «отмененных» советской цензурой, свое слово об Окуджаве сказали такие классики отечественной науки, как Георгий Кнабе, Юрий Карякин, Сигурд Шмидт, Галина Белая. Главным результатом этого «первого подхода» стала, как выражаются ученые, легитимация темы – безоговорочное признание Окуджавы литератором, поэтом, равным среди равных в своей эпохе и в русской литературе.

Надо сказать, что мешал этому не только академический снобизм, но косвенно и… сам Окуджава. Его слово сдержанно, неярко, его герой – деликатный до застенчивости; он вдруг извиняется непонятно перед кем и за что («…потому что тот король был один, уж извините»), чувствует себя малым («московский муравей») и в трепете склоняется перед величием мира, Надежды, Любви (или «любови» – так чаще звучит у Окуджавы). Писал о воздушном шарике, кузнечиках, сверчках и называл свои стихи «песенками». Не случайно так прочно слились с его творчеством иллюстрации Г. Ваншенкиной, стилизованные под детский рисунок. Окуджава не создал себе «Памятника», он умалял себя, а поскольку истинный художник всегда убедителен, – ему поверили, забыв, что «я» в лирике – всегда вымысел, сотворенный образ, а не автопортрет и не исповедь.

Академическое недоверие к авторской песне когда-то сфокусировалось в недолговечной, но популярной теории, определяющей поэзию бардов как «фольклор интеллигенции». Эта концепция грешила заметным противоречием: фольклор не бывает «авторским», это творчество народа. Но ярлык прижился, ведь он так удачно легитимировал снобизм традиционалистов и ставил этих самоуверенных певцов, «байдарочников» (по выражению одного поэта), на место. На заурядное место вне литературы. Но, Богомолов, «входя в общение с произведением искусства, человек открывает для себя новый мир, рожденный автором. Входя в общение с произведением фольклорным, он приобщается миру уже известному, который надо не открывать, а повторять». Поэзия Окуджавы – это, конечно, открытие мира невиданного, а не повторение общих мест. В 1998 году критик и теоретик литературы Владимир И. Новиков сформулировал новое, актуальное до сих пор представление о поэтах-бардах: авторская песня – полноправное явление русской литературы, а центральное место в нем занимают Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Александр Галич.

Сегодня окуджавоведение стало привычной областью науки о литературе и никого не удивляет и тем более не возмущает. Защищено 18 диссертаций об арбатском певце. На запрос «Окуджава» главная научная электронная библиотека России «Elibrary» отвечает списком из более чем 500 публикаций, еще столько же, предположу, можно найти за ее пределами. Окуджава занял прочное место и в литературе, и в науке о ней.

Но место писателя в науке – это, конечно, не только количество книг и статей о нем. Это, прежде всего, наличие ряда посвященных ему проектов и «институций» (учреждений) ученого и литературного сообщества, как-то: мемориальный музей, собрание сочинений, продолжающееся научное издание (например журнал, ежегодник, альманах), качественное жизнеописание, научные конференции. Все это сегодня есть и в активе окуджавоведения, и в списке его проблем и перспектив.

Начнем с научной печати. В конце 1990‑х годов из россыпи «малых» научных публикаций об Окуджаве (статей в научных, научно-популярных и «толстых» журналах, вузовских сборниках, в материалах конференций и проч.) стали вырастать первые издания, полностью посвященные арбатскому певцу. Это тематические и авторские сборники статей. Например, изданные в Магадане две книги Романа Чайковского (1999, 2006) или столичная книжка «Окуджава. Проблемы поэтики и текстологии» (2002). Разделы, посвященные Окуджаве, появляются в сборниках материалов об авторской песне, таких как книга Владислава Зайцева об Окуджаве, Высоцком и Галиче (2003).

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Фермопильская битва Фермопильская битва

Проигравших история запомнила лучше, чем победителей

Дилетант
«Татуировщик из Освенцима»: реальная история о любви в концлагере и чувстве вины «Татуировщик из Освенцима»: реальная история о любви в концлагере и чувстве вины

«Татуировщик из Освенцима»: кино-памятник, сделанный с уважением к жертвам войны

Forbes
«Шуточки у вас...» Косатки-хулиганы утопили яхту в проливе Гибралтар «Шуточки у вас...» Косатки-хулиганы утопили яхту в проливе Гибралтар

Почему касатки топят яхты и корабли у побережья Испании?

ТехИнсайдер
Что такое «голое увольнение»: почему зумеры бурно празднуют уход с работы Что такое «голое увольнение»: почему зумеры бурно празднуют уход с работы

Почему зумеры воспринимают увольнение как событие, которое приносит радость?

Psychologies
Будущее на кончике пера: писатели, которые знали, что нас ждет Будущее на кончике пера: писатели, которые знали, что нас ждет

Писатели, смелые фантазии которых сбылись на самом деле

Maxim
Распространенная пищевая добавка снижает агрессивность на 30% Распространенная пищевая добавка снижает агрессивность на 30%

Добавки с рыбьим жиром, содержащие омега-3, снижают агрессивность

ТехИнсайдер
Татуаж ареол: как преобразить грудь с помощью перманентного макияжа Татуаж ареол: как преобразить грудь с помощью перманентного макияжа

Как с помощью перманентного макияжа можно преобразить ареолы груди

VOICE
Жизнь после: 6 фильмов о преодолении психологических травм Жизнь после: 6 фильмов о преодолении психологических травм

Фильмы о людях, которые смогли примириться со своими психологическими травмами

Psychologies
Принесенные ветром Принесенные ветром

Как Александр Волков перенес американскую волшебную страну на советскую почву

Weekend
Защити свою энергию Защити свою энергию

Как распознать энергетических вампиров среди своего окружения

Лиза
Изобрел напиток на века, но не получил ни копейки: как химик Джозеф Пристли случайно создал газированную воду Изобрел напиток на века, но не получил ни копейки: как химик Джозеф Пристли случайно создал газированную воду

Как появилась газировка — напиток, без которого многие не представляют жизнь

ТехИнсайдер
Почему в самолете при взлете и посадке запрещено опускать спинки кресел Почему в самолете при взлете и посадке запрещено опускать спинки кресел

Почему мы не можем приземляться и взлетать с комфортом?

ТехИнсайдер
Теория игр Теория игр

Прав ли сказавший, что наша жизнь – игра?

Вокруг света
Попытка номер пять Попытка номер пять

Имеет ли концепция сотрудничества людей и машин право на существование

РБК
Зигмунд Фрейд: что посмотреть, чтобы узнать больше о знаменитом психоаналитике Зигмунд Фрейд: что посмотреть, чтобы узнать больше о знаменитом психоаналитике

Фильмы, которые по-новому расскажут о личности Зигмунда Фрейда

Psychologies
Удовольствие или проблема. Что такое нимфомания и как ее определить Удовольствие или проблема. Что такое нимфомания и как ее определить

Нимфомания – понятие, довольно часто встречающееся в разговорах о сексуальности

Лиза
Кошмар владельца: самые сложные автомобили всех времен и народов Кошмар владельца: самые сложные автомобили всех времен и народов

Приобретя эти машины, вы можете очень сильно пожалеть

Maxim
9 альтернатив Jeep Wrangler 9 альтернатив Jeep Wrangler

Jeep Wrangler давно превратился в легенду. Есть ли альтернативы?

4x4 Club
Выиграть жену Выиграть жену

Интеллектуальные игры сопровождали калмыков с детства

Вокруг света
Внутривенный аполипопротеин А1 не снизил риск осложнений при инфаркте миокарда Внутривенный аполипопротеин А1 не снизил риск осложнений при инфаркте миокарда

Введение CSL112 не приводит к снижению риска инфаркта миокарда

N+1
Эволюция смайликов: как выглядели первые эмодзи Эволюция смайликов: как выглядели первые эмодзи

Хотя кажется, что эмодзи является современной функцией, это на самом деле не так

ТехИнсайдер
Вячеслав Дубынин: «Важно помнить, что кроме цифрового мира есть мир реальный» Вячеслав Дубынин: «Важно помнить, что кроме цифрового мира есть мир реальный»

Как человеческий мозг адаптируется к цифровой реальности

РБК
На наконечниках стрел эпохи неолита нашли остатки человеческого белка На наконечниках стрел эпохи неолита нашли остатки человеческого белка

Ученые исследовали каменные наконечники стрел возрастом около 8-9 тысяч лет

N+1
Василина Дрогичинская: «Цифровая доступность IT-продуктов становится общемировым трендом» Василина Дрогичинская: «Цифровая доступность IT-продуктов становится общемировым трендом»

Что такое «цифровая доступность» и как IT-сервисы делают удобными для всех

РБК
Я узнал, что у меня есть актерская семья: чем занимаются наследники голливудских семей Я узнал, что у меня есть актерская семья: чем занимаются наследники голливудских семей

Гид по самым известным голливудским семьям

Правила жизни
«Жены приходят и уходят, а мама — одна»: как и почему матери вредят взрослым сыновьям «Жены приходят и уходят, а мама — одна»: как и почему матери вредят взрослым сыновьям

Какие ошибки матери и сыновья совершают на пути сепарации?

Psychologies
С видом на простор С видом на простор

Смотреть мир — только на машине!

Новый очаг
Не вступать в старость без любви: почему возраст пугает и как научиться его принимать Не вступать в старость без любви: почему возраст пугает и как научиться его принимать

Глава из книги «Возраст: Инструкция по применению»

Forbes
Как выбирали наложниц для турецких гаремов: правдивая история девушки из кавказской деревни Как выбирали наложниц для турецких гаремов: правдивая история девушки из кавказской деревни

Девушка сталкивается со своей судьбой: богатый турок-осман покупает ее

VOICE
Вы поразитесь! У кашалотов есть сложный «фонетический алфавит»: видео Вы поразитесь! У кашалотов есть сложный «фонетический алфавит»: видео

Ученые обнаружили «строительные блоки языка китов»

ТехИнсайдер
Открыть в приложении