Место творчества Булата Окуджавы в современной литературе и литературоведении

Знание – силаКультура

«Все, что было его, – нынче ваше»

Станислав Свиридов

На фотографии автограф стихотворения Булата Окуджавы «У поэта соперников нету…»

Сегодня, в год столетия Булата Окуджавы, его стихи входят в школьную программу, стоит памятник на старом Арбате, именем Окуджавы названы улица, самолет и астероид. А еще 30 лет назад приходилось доказывать, что стихи Булата Шалвовича – достойная тема для литературоведа. Гитарист, песенник? – ну это же эстрада, «самодеятельное» творчество! В брежневские времена бардам не полагался пропуск в большую литературу. Поэтому первые попытки осмыслить феномен Окуджавы были сделаны в зарубежной критике. Авторы «Нового русского слова», «Нового журнала», «Граней» внимательно следили за культурной жизнью СССР и, конечно, заметили неформальную славу неофициального поэта. Правда, в его популярности они видели явление скорее общественное, чем художественное. А если художественное, то «низкое», оправдываемое только тем, что исходит оно из гущи народной. Ох уж эта гитара! И «тут» и «там» она – «подозрительный инструмент». Проницательный рецензент Роман Гуль свидетельствовал в 1965 году: то, что Окуджава поет свои стихи под гитару, а не «бряцает на лире», воспринимается эстетами как вульгарность.

Это на Западе! А в Советском Союзе претензии к Окуджаве были более серьезными. Поэт слишком явно и успешно игнорировал канонические правила, созданные советской номенклатурой, тем самым доказывая их несостоятельность, а магнитофонные «тиражи» его стихов расходились без позволения Главлита. Критика замечала Окуджаву (и то больше как прозаика), но критика – область мнений и дискуссий. Другое дело – наука! В СССР она стояла на страже «правильной» картины мира, сам факт исследовательского внимания как бы увенчивал автора и официально вводил его в святилище литературы. Назвать Окуджаву поэтом значило бы узаконить вольную словесность. Известный литературовед, профессор МГУ Сергей Кормилов вспоминал, как в 1983 году ему удалось опубликовать в научно-популярном (не собственно научном!) журнале «Русская речь» первую литературоведческую статью о другом барде, Владимире Высоцком, ценой многочисленных компромиссов, оговорок и умолчаний, – со второй попытки. Хотя в том же году статья литературоведа З. Паперного об Окуджаве была опубликована в журнале «Вопросы литературы», эта первая ласточка не сделала бардам весны. По-прежнему удавалось только исподволь вводить произведения Окуджавы в сферу литературоведения, рассматривая его наряду с другими авторами, выбирая его легально опубликованные стихи в качестве примеров и иллюстраций, как это делали Михаил Гаспаров и Виктор Григорьев.

Тем временем уже в середине 1970‑х в печати русского зарубежья об Окуджаве говорили вполне серьезно, особенно после выхода в Париже четырехтомного собрания «Песни русских бардов» со звуковым приложением. Оксфордский славист, профессор Джеральд Смит в англоязычной рецензии на это издание называет Окуджаву «крупнейшим лирическим поэтом». Дж. Смит, вероятно, и был автором первых научных, а не критических исследований поэтического творчества Окуджавы.

Разумеется, с началом перестройки в СССР цензурное «сдерживание» полуофициального поэта прекратилось, и наше литературоведение «открыло» Окуджаву как неизученного большого поэта. В годы возвращения имен, «отмененных» советской цензурой, свое слово об Окуджаве сказали такие классики отечественной науки, как Георгий Кнабе, Юрий Карякин, Сигурд Шмидт, Галина Белая. Главным результатом этого «первого подхода» стала, как выражаются ученые, легитимация темы – безоговорочное признание Окуджавы литератором, поэтом, равным среди равных в своей эпохе и в русской литературе.

Надо сказать, что мешал этому не только академический снобизм, но косвенно и… сам Окуджава. Его слово сдержанно, неярко, его герой – деликатный до застенчивости; он вдруг извиняется непонятно перед кем и за что («…потому что тот король был один, уж извините»), чувствует себя малым («московский муравей») и в трепете склоняется перед величием мира, Надежды, Любви (или «любови» – так чаще звучит у Окуджавы). Писал о воздушном шарике, кузнечиках, сверчках и называл свои стихи «песенками». Не случайно так прочно слились с его творчеством иллюстрации Г. Ваншенкиной, стилизованные под детский рисунок. Окуджава не создал себе «Памятника», он умалял себя, а поскольку истинный художник всегда убедителен, – ему поверили, забыв, что «я» в лирике – всегда вымысел, сотворенный образ, а не автопортрет и не исповедь.

Академическое недоверие к авторской песне когда-то сфокусировалось в недолговечной, но популярной теории, определяющей поэзию бардов как «фольклор интеллигенции». Эта концепция грешила заметным противоречием: фольклор не бывает «авторским», это творчество народа. Но ярлык прижился, ведь он так удачно легитимировал снобизм традиционалистов и ставил этих самоуверенных певцов, «байдарочников» (по выражению одного поэта), на место. На заурядное место вне литературы. Но, Богомолов, «входя в общение с произведением искусства, человек открывает для себя новый мир, рожденный автором. Входя в общение с произведением фольклорным, он приобщается миру уже известному, который надо не открывать, а повторять». Поэзия Окуджавы – это, конечно, открытие мира невиданного, а не повторение общих мест. В 1998 году критик и теоретик литературы Владимир И. Новиков сформулировал новое, актуальное до сих пор представление о поэтах-бардах: авторская песня – полноправное явление русской литературы, а центральное место в нем занимают Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Александр Галич.

Сегодня окуджавоведение стало привычной областью науки о литературе и никого не удивляет и тем более не возмущает. Защищено 18 диссертаций об арбатском певце. На запрос «Окуджава» главная научная электронная библиотека России «Elibrary» отвечает списком из более чем 500 публикаций, еще столько же, предположу, можно найти за ее пределами. Окуджава занял прочное место и в литературе, и в науке о ней.

Но место писателя в науке – это, конечно, не только количество книг и статей о нем. Это, прежде всего, наличие ряда посвященных ему проектов и «институций» (учреждений) ученого и литературного сообщества, как-то: мемориальный музей, собрание сочинений, продолжающееся научное издание (например журнал, ежегодник, альманах), качественное жизнеописание, научные конференции. Все это сегодня есть и в активе окуджавоведения, и в списке его проблем и перспектив.

Начнем с научной печати. В конце 1990‑х годов из россыпи «малых» научных публикаций об Окуджаве (статей в научных, научно-популярных и «толстых» журналах, вузовских сборниках, в материалах конференций и проч.) стали вырастать первые издания, полностью посвященные арбатскому певцу. Это тематические и авторские сборники статей. Например, изданные в Магадане две книги Романа Чайковского (1999, 2006) или столичная книжка «Окуджава. Проблемы поэтики и текстологии» (2002). Разделы, посвященные Окуджаве, появляются в сборниках материалов об авторской песне, таких как книга Владислава Зайцева об Окуджаве, Высоцком и Галиче (2003).

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Аленькие цветочки» внутренних вод «Аленькие цветочки» внутренних вод

Александр Бобров: очарование водных растений и гибридизации

Наука и жизнь
Как Элишка Юнкова стала гонщицей во времена, когда женщины в тайне учились водить Как Элишка Юнкова стала гонщицей во времена, когда женщины в тайне учились водить

История женщины, которой покорялись самые сложные трассы

Forbes
Шекспир в окружении Шекспиров Шекспир в окружении Шекспиров

Кто был автором пьес, что традиционно приписываются актеру Уильяму Шекспиру?

Знание – сила
«Ведая пространство земель нашей империи…» «Ведая пространство земель нашей империи…»

Как Екатерина Великая решала проблемы демографии и освоения пустынных территорий

Знание – сила
Больше молока от фермы до прилавка Больше молока от фермы до прилавка

Производство сырья и готовой продукции в молочном секторе будет увеличиваться

Агроинвестор
Найди свою позу. Как научиться спать на спине и чем это так полезно Найди свою позу. Как научиться спать на спине и чем это так полезно

Умение спать на спине зачастую улучшает качество сна. Как научиться спать так?

Лиза
Выход в «Космос»: как живет легендарная гостиница в холдинге, созданном Евтушенковым Выход в «Космос»: как живет легендарная гостиница в холдинге, созданном Евтушенковым

Строительство сети начиналось с легендарной советской гостиницы «Космос»

Forbes
«Любуйтесь, мамаша, вот он, ребенок ваш»: как женщины переживают акушерское насилие «Любуйтесь, мамаша, вот он, ребенок ваш»: как женщины переживают акушерское насилие

Книга казахской писательницы Алтынай Султан об опыте беременности

Forbes
Как появилось то, без чего вообще нельзя выходить на улицу: история создания солнцезащитных средств Как появилось то, без чего вообще нельзя выходить на улицу: история создания солнцезащитных средств

Кому же мы обязаны за изобретение незаменимых средств, спасающих от солнца?

ТехИнсайдер
Александр Домогаров: «Если бы я проиграл, не поднялся бы. И я дрался, дрался как в последний раз!» Александр Домогаров: «Если бы я проиграл, не поднялся бы. И я дрался, дрался как в последний раз!»

Александр Домогаров об отношениях с сыном, актерском мастерстве и идеях

Караван историй
«Покуда я тебя не убью»: реальная история медсестры, которая три года жила с маньяком «Покуда я тебя не убью»: реальная история медсестры, которая три года жила с маньяком

«Покуда я тебя не убью» — британский мини-сериал в жанре тру-крайм

Forbes
«Мне пришлось выбирать: либо кино, либо музыка» «Мне пришлось выбирать: либо кино, либо музыка»

Актриса Маша Кошина о детстве на съемочной площадке и режиссерских амбициях

OK!
Что делать, чтобы жить счастливее: идеи из книги «Мозг и его потребности» Что делать, чтобы жить счастливее: идеи из книги «Мозг и его потребности»

Как нейромедиаторы влияют на качество жизни?

РБК
Майк Омер: «Женщины интереснее мужчин» Майк Омер: «Женщины интереснее мужчин»

Майк Омер: откуда он берет сюжеты и есть ли у его героинь черты реальных людей

Maxim
Топ-7 вещей раздражающих нас в автомобиле Топ-7 вещей раздражающих нас в автомобиле

Что раздражает владельцев машин премиум-класса?

4x4 Club
Аксенова Любовь Аксенова Любовь

Люба Аксенова — о том, почему она не «девушка Бонда»

Собака.ru
X, Y, Z: как работать с людьми разных поколений X, Y, Z: как работать с людьми разных поколений

Почему люди X не могут работать с зумерами и в чем преимущество «игреков»?

Psychologies
Будьте аккуратнее! Эксперты: дисбаланс двух жиров омега-3 влияет на риск ранней смерти Будьте аккуратнее! Эксперты: дисбаланс двух жиров омега-3 влияет на риск ранней смерти

Почему особенно омега-3 жиры стоит добавить в рацион питания

ТехИнсайдер
Опиум из народа Опиум из народа

Как Дени Вильнёв деколонизировал Дюну, но не смог изменить судьбу фременов

Weekend
WD-40: история компании, которая создала универсальное средство WD-40: история компании, которая создала универсальное средство

Где и как была разработана формула «всемогущей» жидкости

ТехИнсайдер
Что скрывает черная повязка на правом глазу Кутузова? Все это время нас вводили в заблуждение Что скрывает черная повязка на правом глазу Кутузова? Все это время нас вводили в заблуждение

Мы разобрались, откуда растут ноги у исторической ошибки глаза Кутузова

ТехИнсайдер
«Теща, бобка, грызь» и еще 12 необычных слов из жаргона машинистов паровозов «Теща, бобка, грызь» и еще 12 необычных слов из жаргона машинистов паровозов

Самые смешные выражения из языка железнодорожников 19 века

ТехИнсайдер
Френч, Мишальон, Ободников: 5 бестселлеров от непрофессиональных писателей Френч, Мишальон, Ободников: 5 бестселлеров от непрофессиональных писателей

Юрист, журналист, театральная актриса и графиня, которые создали отличные романы

СНОБ
На пути к единой форме: нас ждет эра импакт-предпринимательства? На пути к единой форме: нас ждет эра импакт-предпринимательства?

Импакт-предпринимательство: лучшие аспекты социальных проектов и бизнеса

Позитивные изменения
Художник Нестор Энгельке: Я вижу мир именно таким — суровым, как топор Художник Нестор Энгельке: Я вижу мир именно таким — суровым, как топор

Нестор Энгельке о «топорописи», работе с деревом и классическом искусстве

СНОБ
Каменные плитки из затопленного памятника эпох мезолита и неолита оказались функциональными орудиями Каменные плитки из затопленного памятника эпох мезолита и неолита оказались функциональными орудиями

Ученые исследовали 11 каменных плиток, обнаруженных на затопленном памятнике

N+1
Сделано в Британии: 10 отличных английских сериалов, которые вы полюбили или пропустили Сделано в Британии: 10 отличных английских сериалов, которые вы полюбили или пропустили

Британские сериалы, которые стоит посмотреть

Правила жизни
Арифметика везения Арифметика везения

3 удачных и 3 опасных цифры для привлечения денег

Лиза
Рентабельное яблоко полного цикла Рентабельное яблоко полного цикла

Компания «Брянский сад» построила первые ультрасовременного плодохранилища

Монокль
Ребёнок здесь я Ребёнок здесь я

Взрослые дети, инфантильные родители

Новый очаг
Открыть в приложении