Свидетельницы Иисуса
Если мы обратимся к евангельской истории, то, помимо ближайших учеников, у Иисуса в Галилее было немало сторонников, которые слушали его проповеди, радушно встречали его, восторженно выполняли его поручения, но никак не меняли своей налаженной жизни ради него. Нередко они помогали Иисусу материально: вещами, продуктами и деньгами. Некоторые приглашали его пожить у них или хотя бы переночевать. Кормили его и его учеников.
Группа поддержки
Среди добровольных помощников Иисуса, среди его учеников с самого начала были и женщины. Для того патриархального мира, в котором разворачивалась библейская история, это было внове, в чем-то даже революционно и уж, в любом случае, скандально. Эти женщины, вероятно, почитали Иисуса прежде всего как чудесного целителя. Кто-то был среди его восторженных слушателей в те дни, когда он выступал с проповедями на берегах Генисаретского озера. Некоторые женщины и вовсе покидали свой дом, оставляли имущество и шли за ним, отказавшись от всего.
Историк поясняет: «То, что женщины сопровождают Учителя и постоянно находятся с Ним, было в те времена и в той культуре неслыханным явлением. Благочестивый еврей должен был как можно меньше общаться с ними, даже с собственной женой» (В. Н. Кузнецова. «Евангелие от Луки. Комментарий», 2004).
Итак, быть ученицей Иисуса в тогдашнем обществе было нелегко. Это осуждалось многими. Это было, кроме того, утомительно. Быть ученицей означало еще и наравне с учениками приходить на его проповеди и сопровождать его в странствиях.
Одной из таких учениц была Мария, сестра Марфы, которая однажды «села у ног Иисуса и слушала слово Его» (Лк. 10:39). Как отмечают комментаторы, «такова традиционная по-за ученика, жадно внимающего учителю и страстно желающего обрести знание» (В. Н. Кузнецова. «Евангелие от Луки. Комментарий», 2004).
Иисус не отвергал этих женщин. Он вовсе не избегал женского общества, как тогдашние иудейские священники или впоследствии христианские монахи.
Замужним женщинам, правда, трудно было оставить свой дом, если даже муж разделял их взгляды. Они вели домашнее хозяйство, заботились о детях и не могли отлучиться из дома хоть на несколько часов.
Незамужних девушек, следовавших в толпе мужчин от одного поселения к другому, разумеется, обвиняли в распутстве.
Поэтому женщины шли за Иисусом лишь в редких случаях. Например, группа женщин отправилась за ним в Иерусалим на праздник Пасхи (Мк. 15:40–41). В подобное паломничество порой брали с собой жен даже обычные иудеи.
Но в основном женщины поддерживали Иисуса материально: давали ему деньги, одежду, еду; заботились о том, чтобы ему было где преклонить голову – не на дороге, а в чьем-то доме.
Среди этих добрых фей, позволявших Иисусу жить, как подобает народному вождю, были и жены богачей, и жены видных чиновников. Все они готовы были осыпать популярного пророка любыми дарами.
Упоминания о них можно найти в Евангелиях. В посланиях апостола Павла тоже не раз говорится о женщинах, об их деятельном участии в жизни христианских общин.
Среди женщин, слушавших проповеди, были и те, кто мало чем мог ему помочь, – неприкаянные и несчастные, презираемые всеми: блудницы. Их жизнь безнадежно угасала на самом дне общества, будто жизнь человека, упавшего в пропасть. Их отвергали все. Единственную надежду им теперь подавал Иисус, относившийся даже к ним, как к равным себе. В Евангелии от Матфея он объявляет, что блудницы и мытари будут допущены в Царствие Божие (Мф. 21:31).
Как и они, все сторонники Иисуса ждали скорого наступления этого Царствия, где люди станут друг другу братьями и сестрами, а Бог им – единым отцом. Но скоро пришла беда…
В последний и первый час
Именно женщины сыграли выдающуюся роль в последние часы жизни Иисуса. Они не отступились от учителя, когда его осудили на смерть.
Примечательно, что во всех четырех Евангелиях говорится о том, что женщины, последовавшие за Иисусом, присутствовали и при его казни, и при его воскресении из мертвых. Они с содроганием смотрели, как он изнывал на кресте, в глубокой печали взирали на то, как его снимали с креста. С изумлением оглядывались, придя в гробницу и убеждаясь, что та пуста. Именно к женщинам обратился внезапно представший им ангел и повелел пойти к другим ученикам и сторонникам Иисуса и сообщить радостную весть о том, что учитель воскрес, что «Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам» (Мк. 16:7).
В Евангелии от Матфея даже говорится о том, что на пути домой они встретили Иисуса. «И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему» (Мф. 28:9).
Историки церкви и библеисты выдвигают самые разные гипотезы, пытаясь реалистично объяснить эту внезапную встречу с только что умершим человеком. Это – тема совершенно отдельного разговора.
Важно другое. В этих ключевых событиях евангельской истории – смерти Иисуса и его воскресении – непременно участвуют женщины, и только они.
Впоследствии это дало повод противникам христианства упрекать тех же авторов Евангелий в неправдоподобии их рассказа на том основании, что словам женщин вообще нельзя доверять. Они – фантазерки, выдумщицы; они не наблюдательны; ничего не стоит обвести их вокруг пальца, они простодушно доверяют всему, что им показывают. Женщины никогда ни в чем не могут быть свидетелями. Их словам нет веры.
Ориген цитирует одного из критиков: «Но кто же это видел? Женщина, бывшая – как вы и сами утверждаете – в исступлении…» («Против Цельса», II, 55).
Тем не менее сами христиане, похоже, ценили свидетельства женщин, поведавших о последних часах жизни Иисуса и его посмертной истории. Чрезвычайно уважали и их самих. Они, пусть и не входили в число избранных Иисусом учеников, в круг двенадцати апостолов, но в общине, основанной им, они все играли важную роль.
Kinder, Küche?
Ученые же долгое время не обращали никакого внимания на женщин, сопровождавших Иисуса в дни его странствий.
Во-первых, еще в недавнем прошлом история считалась полем деятельности мужчин. Удел женщин, повторяли библеисты вслед за немецкими филистерами: «Kinder, Küche» («дети, кухня». – А. В.).
Во-вторых, сами новозаветные тексты скрывают присутствие женщин. В Евангелиях нигде не говорится об «ученицах» (греч. «