Россия и Африка на пути к сотрудничеству
В последние годы Россия уделяет все большее значение развитию взаимовыгодных отношений с африканскими странами. История взаимоотношений России (СССР) со странами континента имеет давнюю историю. Африканист академик РАН Аполлон Борисович Давидсон представляет исторический обзор этих взаимоотношений и рассказывает, зачем нам надо изучать Африку как можно лучше и глубже.
Лидеры многих государств Африки приезжали в Сочи в 2019‑м году и в Санкт-Петербург в 2023‑м для переговоров с нашей страной буквально обо всех возможных сферах сотрудничества. Общая тема: «Россия и Африка в многополярном мире». В 2023 году состоялся и вояж министра иностранных дел России по ряду стран Африки.
Такие обширные переговоры наша страна вела с множеством государств Африки впервые. Переговоры велись успешно и дают надежду на улучшение взаимопонимания нашей страны с Африкой и на сотрудничество.
Конечно, для фундаментального определения результатов этих переговоров требуется время. И эти результаты будут являться не одновременно, а один за другим. И для определения результатов, вероятно, придется учитывать сложности и трудности на их пути, которые пока еще не вполне осознавались.
Мои коллеги и я считаем, что надо с вниманием отнестись и к давним традициям в наших взаимоотношениях с Африкой. Надо задуматься, насколько они могут повлиять на нынешнее положение дел.
А ведь это прошлое было крайне сложным и многообразным. Африка очень велика. Даже лишь ее тропическая и южная части, которые принято именовать «Черной Африкой»1, занимают огромные территории.
1 Черная Африка – практически весь африканский континент, за исключением Северной Африки. Эта часть Африки населена преимущественно негроидными народами.
Очевидно, остальной мир не сразу осознал, что роль десятков африканских государств, возникших на месте британских, французских, португальских колоний, становится все более важной. Так ведь было и с государствами Азии – их растущая роль тоже осознавалась постепенно (хотя теперь на Западе возникло мнение, что в России внимание к Африке и к странам Востока возросло из-за осложнения отношений с Европой).
Но вслед за официальным государственным признанием новой роли Африки необходимо, чтобы наша страна еще дальше ушла от каких-то давних, привычных представлений об этом континенте.
Что я подразумеваю? Приведу лишь два примера. Вот первый.
Научный коллектив, к которому я принадлежу, написал книгу о современной Африке и, подав ее в печать, попросил художника предложить макет обложки. Художник представил его так: два полуголых африканца на берегу реки. Такие рисунки были типичны для книг об Африке много лет назад. Но не теперь.
Другой пример. Россиянин, побывав в какой-либо из европейских стран, вряд ли скажет: «Я был в Европе». Он назовет конкретную страну. А побывав в какой-либо из африканских стран, скажет: «Я был в Африке». Ему так проще: не надо объяснять, где находится место, в котором он был.
Да, Африку с ее десятками государств нам необходимо знать гораздо лучше.
* * *
Чтобы понять сегодняшнюю Африку, надо углубиться в прошлое. Вспомнить, как начинались наши российские представления о ней. Как сложно они формировались.
Конечно, Африка столь велика, что представления о разных ее частях возникали в разное время и по-разному. Возьмем для начала ее южную часть. Хотя она самая дальняя от Европы, но Европа была в ней очень заинтересована. Через гавани на Мысе Доброй Надежды корабли шли в Индию, которая манила Европу своими издавна известными богатствами.
Когда первая большая группа россиян увидела Африку?
Петр I в начале 1720‑х решил послать российские корабли на Мадагаскар, чтобы затем они пошли в Индию. Значит, им надо было обогнуть юг Африки. Плавание это не состоялось из-за поломки одного из кораблей. Позднее затею Петра хотела выполнить Екатерина II. Но императрице она тоже не удалась – из-за нахлынувших на Россию войн.