Познавательное кино
На экране плавают, порхают, кувыркаются, взлетают, кружатся, вращаются, закручиваются в спирали, втягиваются в воронку разноцветные большие и поменьше объемные фигуры: шары, призмы, кубы, прямоугольники… Закадровый голос сообщает: «Мы внутри клетки». Звучит музыка. «Видим липидный мост… При повреждении белки выделяют хемокилы…
Сигнальные молекулы… Поверхность белка…» Шевелится сине-зеленый шар, повисает розоватый канат над расчерченной плоскостью. Это британский анимационный научно-популярный фильм «Тайная жизнь клетки», снятый на BBC. Озадачивает? В общем, да. Семь минут сорок шесть секунд всего-то. Можно остановить просмотр, рассмотреть внимательнее, вникнуть. Но почему такая форма?
Когда-то в кинотеатрах перед началом фильма показывали киножурнал, там были сюжеты о научных открытиях, даже если не очень понятны были термины, но был знаком язык, а сейчас… Впрочем, интерес-то возник: это же тайная жизнь…
Если вспомнить историю кино, то и в начале ХХ века Владислав Старевич уже использовал анимацию, когда снимал «познавательное кино» «Электрический телеграф» (1911 г.).
В двадцатые годы фильмы были скорее не просветительскими, а агитационными – например, Нарком здравоохранения одобрил образцовое, гигиеническое жилище, со стерильной кухней, и был снят фильм «Как ты живешь? » (производство Совкино, режиссер Григорий Широков).
С начала тридцатых до начала шестидесятых публика хотела смотреть учебные фильмы. Их снималось множество, а вот в шестидесятые и начался, собственно, научпоп, людей стала интересовать наука. Появилось много студий по всему Советскому Союзу.
Сейчас таких студий практически нет. А научно-популярное кино есть. Так кто, где и зачем его снимает? И кто его смотрит? Попробуем ответить на эти вопросы.
Все-таки довольно большое количество зрителей по-прежнему выбирает телевизор. И надо сказать, что на телевидении познавательные, образовательные и просветительские программы выходили и выходят бесперебойно.
В 1973 году с выпуска «Космос» началась жизнь передачи «Очевидное – невероятное» (вдохновителем был ученый-физик Лев Николаевич Николаев, а бессменным ведущим Сергей Петрович Капица). В 1989 году появилась еще одна познавательная программа «Под знаком Пи», ее вел сам Л. Николаев.
Телеканал «Культура» приобретал и заказывал интересные документальные и научно-популярные фильмы (продолжает это делать и сейчас).
В 1981 году на студии «Центрнаучфильм » появился удивительный фильм, как сказал Виталий Трояновский, киновед, режиссер, начальник отдела просветительских программ ГТРК «Культура»: «соединение фантастического сюжета о «спящих генах» и дискуссии ученых». Елена Саканян сняла картину «Кто разбудит аксолотля? » Это фильм об амбистомовых (земноводных), которые по какой-то причине, вырастая, не лишаются своих жабр (трех), но могут размножаться, как и прочие. Они живут в одном из озер Мексики. Этот феномен заставляет ученых дискутировать о «биологии развития», о неотении. В фильме сочетаются анимация, игра актеров (Юрий Катин-Ярцев, Владислав Дворжецкий) и реальная беседа ученых в студии (академик Дмитрий Константинович Беляев, профессор Николай Владимирович Тимофеев‑Ресовский). На глазах зрителей обсуждаются вопросы, на которые пока еще нет ответа. «Наука неисчерпаема в своем стремлении». Консультантами фильма были доктор биологических наук, эколог и генетик, первый министр природопользования и охраны окружающей среды СССР Николай Николаевич Воронцов и доктор геолого-минералогических наук, палеоботаник, философ Сергей Викторович Мейен. Трояновский считает, что большую роль играет и просветительство в гуманитарной сфере. В 2022 году был показан фильм «ЮрМих», снятый по заказу канала (режиссер Алексей Шипулин). Эта лента рассказывает о профессоре филологии Юрии Михайловиче Лотмане, запомнившемся многим по лекциям «Беседы о русской культуре», которые он вел на канале «Культура» в восьмидесятые годы. Фильм начинается с титра: «Единственное, чем наука по своей природе может служить человедоку, это удовлетворять его потребности в истинном. Ю. Лотман». По жанру это фильм-портрет, но его просветительское значение велико: зритель узнает о семиотике, о том, как в Тарту, в летней школе, читали лекции о знаковой системе, о ее возможностях применительно к изучению текста (причем не только литературного, но и кино, музыки, живописи). О Лотмане рассказывали филологи Федор Успенский, Вадим Руднев, Михаил Лотман и другие.