Любовь по правилам: как эволюционировал жанр романтических комедий
Время до и после Нового года — это череда романтических комедий, которые пытаются и создать праздничное настроение, и вернуть зрителю веру в любовь. Но в последние годы у них это совсем не получается. Кинокритик Елена Зархина рассказывает про ключевые этапы эволюции жанра американских ромкомов и анализирует, как он воспринимается сегодня
Она — скромная девушка с последней парты, а он — красавчик и любимец всей школы; он — стеснительный продавец в книжной, она — ослепительная телеведущая, которая при этом одинока и мечтает о большой любви. Не было никаких шансов, что они встретятся, но вмешалась судьба: они проводят вместе несколько прекрасных дней, но постыдная тайна /отъезд в колледж / бывший партнер / большая ссора прерывают их отношения. Грустная музыка, капли дождя на окне, метель, пробки в городе.
За 10 минут до конца фильма герой осознает, что допустил ошибку, бежит сквозь снег в аэропорт, самолет взлетает в кадре, но все в порядке — они бегут навстречу друг другу через переполненный зал, потому что любовь важнее всего. Под задорную музыку, которая в прошлом году играла на всех радиостанциях, по экрану бегут титры — растроганный зритель только что закончил смотреть очередной ромком.
На сегодня самым успешным ромкомом XX века считается картина «Моя большая греческая свадьба», у которой уже вышло два продолжения. При бюджете $5 млн оригинальный фильм собрал в мировом прокате $369 млн. Сегодня о таких сборах создатели романтических комедий могут только мечтать. Так, фильм «Кто угодно, кроме тебя» со звездой «Эйфории» Сидни Суини и Гленом Пауэллом, вышедший в прокат 22 декабря, при бюджете $25 млн к началу января собрал лишь в два раза больше этой суммы. Хотя снял картину Уилл Глак — опытный для жанра постановщик, за плечами которого такие фильмы, как «Секс по дружбе» и «Отличница легкого поведения».
Лежащая в основе фильма «Кто угодно, кроме тебя» пьеса Уильяма Шекспира вышла в 1660 году. Жанр ромкомов на ее фоне выглядит сильно моложе, но за последние почти сто лет успел пережить немало трансформаций. И хотя он кажется вневременным и неизменным, на самом деле ромкомы всегда чутко реагировали на общественные, социальные и даже политические изменения.
Ромком — это вообще что?
Считается, что романтическая комедия выделилась из жанра «эксцентричной комедии», особенно полюбившегося зрителям в 30-е годы XX века. Однако ее популярность определяется не cтолько желанием повеселиться, сколько тем, что ромкомы основаны на фундаментальных потребностях любого человека (любви, эротическом желании) и страхе одиночества. Так, большинству зрителям, которые вряд ли станут стритрейсерами, сложно ассоциировать себя с героями франшизы «Форсаж». Но с героями романтических комедий общие черты может найти каждый, кто хоть раз был влюблен и состоял в отношениях. Эти фильмы апеллируют к главному стремлению человека — пережить опыт большой любви.
Структурно жанр ромкомов раскладывается на три основные составляющие: романтическая линия, юмор и, конечно, хэппи-энд. Последний особенно необходим, потому что служит для зрителя гарантией неизбежного счастья — и пусть в авторском кино другие гадают, как все закончится, в триллерах преступник остается на свободе, а в драмах все умирают.
Ромкомы всегда как бы заранее приободряют: «Не переживай, здесь ни с кем ничего по-настоящему плохого не случится, все будет хорошо». Как бы героев ни разводила судьба, какие бы препятствия ни возникали у них на пути, они все равно будут вместе (хотя этот пункт в последние годы подвергся изменениям)
Еще одним важным элементом ромкомов становится этап «преодоления недоверия» — того времени, которое требуется зрителю, чтобы полностью поверить в предлагаемую историю и ее героев. Ромкомы, в которых всегда есть некий сказочный элемент, максимально сокращают шаг между зрительским скепсисом и моментом полного вхождения в историю.
Как развивался жанр
Изначально, с момента возникновения кинематографа и формирования отдельных жанров, ромкомы не пользовались большим спросом. В 1930-е и особенно в 1940-е у аудитории были другие приоритеты, особенно во время Второй мировой зрителям США — Мекке ромкомов — было не до романтических историй, потому что спросом пользовались сюжеты про героизм, отвагу, победу добра над злом.