Почему теория Дарвина не дает покоя стольким умам, профессиональным и досужим?

Знание – силаСобытия

Необычайные приключения одной теории

Борис Жуков

Карикатура на Чарльза Дарвина, 1872 год

Девятнадцатый век был чрезвычайно щедр на научные теории – в том числе на «большие», надолго становившиеся центральными для обширных областей науки. Судьба их была весьма разной. Одни из них, некогда вызывавшие жаркие споры, ныне обрели вечный покой на страницах школьных и вузовских учебников и в качестве фундаментальной основы для дальнейших исследований. Так случилось, например, с классической термодинамикой, периодической системой Менделеева, электродинамикой Максвелла, законами Менделя… Другие, несмотря на свою широкую популярность и даже «общепринятость», в конце концов оказались опровергнуты, и сегодня о них помнят разве что историки науки – как, например, о контракционной теории горообразования или теории фокального сепсиса.

В этом отношении судьба теории Дарвина совершенно уникальна. Давным-давно став классикой, «школьной» теорией, она сегодня остается основой для конкретных исследований – в том числе тех процессов и объектов, о которых сам автор теории не мог ничего знать. В ее собственной области у нее сегодня не осталось соперников. И в то же время она до сих пор вызывает жаркие споры. И если саму идею биологической эволюции сегодня могут отрицать только авторы, заведомо находящиеся за пределами научного сообщества, то предложенный Дарвином механизм эволюции устраивает не всех и в мире науки. За более чем полтора века существования этой теории практически в каждом поколении биологов находились те, кто пытался ее опровергнуть или «дополнить». И, кажется, не было десятилетия, когда какой-нибудь уважаемый ученый не сообщал бы миру об окончательном крахе дарвинизма.

Что же это за теория такая и почему она не дает покоя стольким умам – как профессиональным, так и досужим? Этим вопросом задался известный петербургский зоолог и лауреат премии «Просветитель» Максим Винарский. В своей новой книге он из нашего времени вглядывается в то, как понимали теорию Дарвина и что видели в ней самые разные авторы в разные эпохи и в разных странах: богословы и феминистки, американские миллионеры и русские революционеры, фундаменталисты и постмодернисты, сторонники евгеники и теоретики «мичуринской биологии», геолог Адам Седжвик и писатель Федор Достоевский. Сталкивая, совмещая их интерпретации дарвинизма, Винарский пытается определить, чем же стала для современного мира теория Дарвина, какую роль отвела ей современная культура – хотел или не хотел того ее создатель.

Максим Винарский. «Мертвый лев. Посмертная биография Дарвина и его идей». М., «Альпина нон-фикшн», 2024.

Пересказывать вывод, к которому приходит автор «Мертвого льва», – все равно как в рецензии на свежий детектив сообщать, кто убийца. Пусть каждый читатель сам проследует по путям мысли автора – чтобы в итоге согласиться или не согласиться с решением, которое он предлагает. Надеюсь, что следуя за основным сюжетом повествования, читатель оценит и великолепные детали, подмеченные автором по ходу дела. Например, что пресловутая «обезьяна» появилась в писаниях противников дарвинизма сразу же после выхода «Происхождения видов» – хотя в этой книге об обезьянах как возможных предках человека не было ни слова. Или неожиданное стилистическое сходство пассажа об эволюции у молодого Сталина с хрестоматийным «Письмом к ученому соседу» (при полной противоположности взглядов чеховского героя и реального Иосифа Джугашвили на предмет их рассуждений).

Мы же вспомним, что наша рубрика называется «Размышления у книжной полки». Чтение книги Максима Винарского и в самом деле побуждает к размышлениям. Под некоторыми утверждениями автора хочется с удовлетворением подписаться, другие – дополнить фактами и соображениями, оставшимися за пределами книги, но придающими новые краски нарисованной в ней картине. А кое-что вызывает и желание поспорить.

Начнем с несогласий. Наиболее определенные возражения вызывает, пожалуй, глава «Затмение дарвинизма». Мне кажется, автор смешал в ней две совершенно разных ситуации. Одна – это ситуация последних четырех десятилетий XIX века (начавшаяся отнюдь не после смерти Дарвина, а почти сразу после выхода «Происхождения видов»). Она была довольно парадоксальной, включая в себя одновременно и абсолютный триумф Дарвина и то, что с легкой руки Джулиана Хаксли и принято называть «затмением дарвинизма».

Дело в том, что «Происхождение видов» содержало две принципиальные идеи. Одна – это, собственно, идея эволюции (причем тотальной эволюции: все известные нам живые формы – как современные, так и ископаемые – возникли эволюционным путем). Идея для тогдашнего научного сообщества не новая, но именно с подачи Дарвина (приведшего в своей книге «Монблан фактов» для ее доказательства) она из маргинальной превратилась в господствующую в научном сообществе и в дальнейшем уже не пересматривалась. Впрочем, дело было не только в числе и разнообразии доводов самого Дарвина, но и в том, что весь корпус фактов, накопленных натуралистами за предыдущие полвека, уже буквально вопиял об эволюции.

Другая идея Дарвина – модель механизма эволюции: естественного отбора случайных наследственных изменений. И вот она, будучи – в отличие от первой – абсолютно новой, встретила весьма неоднозначный прием в тогдашнем ученом мире. Мало кто решался начисто отрицать реальность отбора, немногим больше было и тех, кто отказывал ему в какой бы то ни было роли в эволюции. Но и тех, кто считал этот механизм эволюции основным или даже единственным, было немного. Подавляющее большинство тогдашних авторитетов полагало, что дарвиновский отбор, конечно, действует, но наряду с ним эволюцию движут и другие силы (с чем был согласен и сам Дарвин). Очень многие именно этим «другим силам» отводили главную роль, а отбору – второстепенную. Что касается природы этих «других сил», образа их действия и соотношения с отбором, то теорий на эту тему было выдвинуто огромное множество. Вот в этом и состояло «затмение дарвинизма» в 1860– 1890-х годах.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Советские солдаты возле убитого двойника Гитлера Советские солдаты возле убитого двойника Гитлера

В мае 1945 года по Берлину распространился слух, что обнаружен труп Гитлера

Дилетант
Квазипериодические рентгеновские вспышки вновь связали с событиями приливного разрушения Квазипериодические рентгеновские вспышки вновь связали с событиями приливного разрушения

Астрономы обнаружили девять квазипериодических рентгеновских вспышек

N+1
Девочки из хороших семей Девочки из хороших семей

Комиссарши — сотрудницы советских органов безопасности, лишенные жалости

Дилетант
Вы удивитесь, когда узнаете, что молоко в треугольных пакетах придумали не в СССР Вы удивитесь, когда узнаете, что молоко в треугольных пакетах придумали не в СССР

Что общего между автомобилем “Жигули”, одеколоном и молоком в треугольничках?

ТехИнсайдер
Идея! Оставлять чаевые Идея! Оставлять чаевые

Учись правильно благодарить тех, кто оказывает тебе услуги

Maxim
Лагерные бараки, бандитская любовь и потомственная печница — какое кино показали на фестивале «Маяк» Лагерные бараки, бандитская любовь и потомственная печница — какое кино показали на фестивале «Маяк»

Фильмы «Маяка», которые точно стоит увидеть

СНОБ
Femme Fatale Femme Fatale

Солистка Artik&Asti SEVILLE прочно закрепила за собой образ фэшн-дивы

OK!
Алина Кугуш Алина Кугуш

Перформер Алина Кугуш в фэшн-арт-объект превращает себя сама

Собака.ru
Бедный Павел Бедный Павел

О драматической судьбе Павла Первого и о его отношениях с матерью

Знание – сила
Ученые прошлого —   ученым настоящего Ученые прошлого —   ученым настоящего

Выпускники СПбГУ не раз становились лауреатами престижных премий

Санкт-Петербургский университет
Елена Образцова. Непобедимая Елена Образцова. Непобедимая

«У нее Графиня могла быть строгой, могла быть старой, немощной, веселой»

Караван историй
Как владелец Киржачской типографии вкладывает в родной город сотни миллионов рублей Как владелец Киржачской типографии вкладывает в родной город сотни миллионов рублей

Как предприниматель Евгений Федоров возвращает жизнь в родной Киржач

Forbes
Нажать «рестарт» Нажать «рестарт»

Камбэк и новый вектор развития бренда Victoria Andreyanova

Grazia
12 способов, которыми ты портишь маникюр, сама об этом не зная 12 способов, которыми ты портишь маникюр, сама об этом не зная

Почему лак на следующий же день после маникюра скалывается?

VOICE
«Время жить»: мелодрама с Флоренс Пью о борьбе с болезнью и партнерских отношениях «Время жить»: мелодрама с Флоренс Пью о борьбе с болезнью и партнерских отношениях

«Время жить»: мелодрама, ставшая пособием по здоровым отношениям

Forbes
Столетняя икона Столетняя икона

Отрывок из автобиографии самой пожилой fashion-знаменитости в мире

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Владимир: А что вокруг? Владимир: А что вокруг?

Владимир, словно его исторический прототип Красно Солнышко, имеет мощные лучи

КАНТРИ Русская азбука
Как найти своего мужчину и почему мы не тех выбираем Как найти своего мужчину и почему мы не тех выбираем

Не складывается личная жизнь? Возможно, ты сама создаешь препятствия

Лиза
Что стало вдохновением для Джокера Хита Леджера? Узнайте о пугающем художнике Фрэнсисе Бэконе! Что стало вдохновением для Джокера Хита Леджера? Узнайте о пугающем художнике Фрэнсисе Бэконе!

Как Фрэнсис Бэкон повлиял на образ Джокера в "Темном рыцаре"?

ТехИнсайдер
«Дорожная карта будущего» «Дорожная карта будущего»

Как страны будут разрабатывать устойчивое авиационное топливо

РБК
Выгоды будь здоров Выгоды будь здоров

Всё больше компаний мотивируют своих сотрудников проходить диспансеризацию

Men Today
Мифотворчество и Мартин Скорсезе: 5 фактов о композиторе Джачинто Шельси Мифотворчество и Мартин Скорсезе: 5 фактов о композиторе Джачинто Шельси

Джачинто Шельси: несколько фактов о загадочном композиторе

РБК
Кирилл Гребенщиков Кирилл Гребенщиков

Кирилл Гребенщиков об особенностях игры в сериале «Наследники. Дар крови»

Лиза
Игорь Бутман — о Московском джазовом оркестре и предстоящем туре Игорь Бутман — о Московском джазовом оркестре и предстоящем туре

Саксофонист Игорь Бутман — о современной музыке и ювелирном искусстве

РБК
Астрономы насчитали 55 убегающих звезд из сердца туманности Тарантул Астрономы насчитали 55 убегающих звезд из сердца туманности Тарантул

Астрономы провели перепись убегающих массивных звезд из скопления R136

N+1
От малограмотного мальчика до успешного книгоиздателя: история Ивана Сытина От малограмотного мальчика до успешного книгоиздателя: история Ивана Сытина

История Ивана Сытина — крестьянского сына, который стал успешным бизнесменом

ТехИнсайдер
«Когда Бунина называют “русским Прустом”, мне хочется поправить: это Пруст — французский Бунин» — Андрей Новиков-Ланской о русском писателе и аристократе «Когда Бунина называют “русским Прустом”, мне хочется поправить: это Пруст — французский Бунин» — Андрей Новиков-Ланской о русском писателе и аристократе

Почему Бунин токсично отзывался о современниках

СНОБ
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня» Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»

Как компания Эрен Озмен планирует производить уникальные самолеты

Forbes
Иван Симонов: В искусство надо вкладываться целиком и полностью, а дальше — будь что будет Иван Симонов: В искусство надо вкладываться целиком и полностью, а дальше — будь что будет

Новый проект — это ретроспектива творческого пути Ивана Симонова

СНОБ
Пицца, суши, роллы: что делает бизнес, чтобы люди заказывали и считали еду модной и необходимой Пицца, суши, роллы: что делает бизнес, чтобы люди заказывали и считали еду модной и необходимой

Как бизнес сохраняет интерес к одним и тем же людям в течении многих лет?

Inc.
Открыть в приложении