Перевозчики сыпучих грузов сообщают о тяжелой ситуации в отрасли

ForbesБизнес

Налетели на ось: за что перевозчиков сыпучих грузов штрафуют на миллионы

Перевозчики сыпучих грузов, например, цемента или зерна сообщают о тяжелой ситуации в отрасли, вызванной невозможностью соответствовать всем требованиям о нагрузке на ось. Это влечет за собой огромные штрафы. В том, почему законным правилам сложно соответствовать и почему это формирует серый рынок, разбирался Forbes

Алена Белая

Фото Oriental Image via Reuters Connect

В России действует норматив, предписывающий предельную нагрузку на ось транспортного средства, размер которой варьируется от 6 т до 11,5 т в зависимости от типа машины и дороги. Он утвержден постановлением правительства №2200 в 2020 году. По словам собеседников Forbes, из-за данной нормы перевозчики часто подвергаются штрафам, особенно это касается тех, кто везет сыпучие грузы, такие как щебень или зерно.

Частично проблема решается: с 1 апреля 2025 до 1 марта 2028 года отменен весовой и габаритный контроль в отношении тяжеловесных транспортных средств, используемых для перевозки твердых коммунальных отходов, говорит заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Артем Кирьянов. По его словам, постоянное нарушение нормативов по нагрузкам на ось приводило к административным штрафам от 250 000 до 400 000 рублей за каждый выявленный случай, и компании не рвались заниматься вывозом коммунальных отходов. «Однако остальным отраслям пока подобные облегчающие жизнь меры не предлагают», — заключает он.

Оно шевелится

Сыпучие грузы перемещаются в кузове при движении, поэтому нагрузка на ось изменяется за время рейса, это и приводит к штрафам, говорят собеседники Forbes.

«Научными экспериментами доказано, что сыпучие грузы, перемещаясь в кузове пути следования (разгон, торможение, сложный рельеф местности) способны менять осевые нагрузки автомобиля от 1,4% до 4,9%, — объясняет депутат Кирьянов. — То есть грузоотправитель перед отправкой измеряет вес, убеждаясь, что он в пределах нормы, проверяет нагрузку на каждую ось. Далее в пути нагрузка по осям может меняться, и ни грузоотправитель, ни перевозчик на этот процесс повлиять объективно не может. В то же время есть требования закона к грузоотправителям и перевозчикам — они обязаны обеспечить нормативно допустимую нагрузку. И судебная практика вплоть до постановлений Верховного суда складывается специфическим образом: объективно перевозчик не может, но обязан обеспечить соблюдение норм, а если не обеспечил — платит штраф».

Участники рынка это подтверждают. «Проблема смещения груза — классическая для отрасли, даже при правильной погрузке вибрация, резкие маневры или изменение траектории движения могут привести к перераспределению веса и перегрузу на ось», — говорит гендиректор компании Frank Auto Ирина Франк.

Делимый груз тем сложнее перевозить, чем длиннее авто, уточняет директор ООО «Кузбасский центр дорожных исследований» Олег Афиногенов. Сыпучие грузы обладают свойством оседания и смещения во время движения, что может приводить к неравномерному распределению нагрузки на оси автомобиля, объясняет коммерческий директор транспортной компании «Скиф-Карго» Михаил Коптев. «Это особенно опасно, так как может привести к повреждению дорожного покрытия и значительно повышает риск аварий, — признает он. — Трудности в точном определении массы сыпучих грузов при погрузке также способствуют превышению допустимых норм. Даже при загрузке в соответствии с заявленным объемом фактическая масса может быть выше из-за уплотнения материала».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Без правил»: как спортивная драма о боксе дестигматизирует страх не стать чемпионом «Без правил»: как спортивная драма о боксе дестигматизирует страх не стать чемпионом

«Без правил»: необычная и бессобытийная драма о спорте

Forbes
«И жили они долго»: 5 наивных вопросов о долголетии «И жили они долго»: 5 наивных вопросов о долголетии

Продлевают ли жизнь брокколи? Счастливые люди живут дольше?

РБК
Как Мишель Ся стала миллиардершей, создав компанию по производству лекарств от рака Как Мишель Ся стала миллиардершей, создав компанию по производству лекарств от рака

Как Мишель Ся стала одной из богатейших self-made-женщин в здравоохранении

Forbes
Город нереализованных генпланов Город нереализованных генпланов

Нижний Новгород — лоскутное одеяло из обрывков больших проектов

Weekend
Опасно ли летать на старых самолетах и почему их до сих пор так много Опасно ли летать на старых самолетах и почему их до сих пор так много

Почему авиакомпании используют самолеты, которые можно называть пожилыми?

Maxim
Минимум риска Минимум риска

5 финансовых рисков, которые случаются в жизни каждой женщины

Лиза
Жертвы Кургана: подвиги и самоотдача города трудовой доблести Жертвы Кургана: подвиги и самоотдача города трудовой доблести

Линия фронта проходит возле твоего станка — таким был лозунг курганских рабочих

ФедералПресс
Генерируй, или проиграешь: искусственный интеллект задает темп чиновникам и бизнесу Генерируй, или проиграешь: искусственный интеллект задает темп чиновникам и бизнесу

Как искусственный интеллект облегчил жизнь и какие вызовы он поставил

ФедералПресс
Роскошь прочтения Роскошь прочтения

Что нового в фэшн-индустрии? Старомодное чтение

Grazia
Полина Гухман: «Ради роли готова к любым экспериментам с внешностью» Полина Гухман: «Ради роли готова к любым экспериментам с внешностью»

«Меня часто спрашивают: «Поля, тебе не кажется, что ты повсюду?»

Коллекция. Караван историй
И хочется, и колется И хочется, и колется

Совпадает ли наше мнение о косметологии с реальностью? Развеиваем мифы

Grazia
Мифотворец Мифотворец

120 лет со дня рождения танцовщика и балетмейстера Сержа Лифаря

Weekend
Горизонт планирования Горизонт планирования

Актер Ярослав Могильников — о жизни и кино

Men Today
Деньги или дружба? Деньги или дружба?

Подруга занимает деньги и не отдает. Как вернуть долг и сохранить отношения?

Лиза
Мосты в голове Мосты в голове

Что такое ассоциации, как возникают, можно ли их поменять?

Grazia
Из Москвы в Питер на деньги синдиката Из Москвы в Питер на деньги синдиката

Как устроен механизм финансирования ВСМ Москва — Санкт-Петербург

Монокль
Отложенный дефицит: чем чреват отказ нанимать джунов Отложенный дефицит: чем чреват отказ нанимать джунов

Почему отказ нанимать джунов — перспектива новой волны нехватки кадров

Forbes
Мы одни из них: в чем величие сериала The Last of Us Мы одни из них: в чем величие сериала The Last of Us

Что именно выделяет «Одних из нас» на фоне других сериалов на подобную тематику

Правила жизни
Почему женщины выбирают мужчин с криминальным прошлым: объясняет психолог Почему женщины выбирают мужчин с криминальным прошлым: объясняет психолог

По каким причинам девушки выбирают парней с криминальным прошлым?

VOICE
Стартапам перепало Стартапам перепало

Российский рынок венчурных инвестиций начал восстанавливаться

Деньги
Время спать Время спать

Хотите впасть в спячку до весны? Теоретически для этого нет никаких препятствий

ТехИнсайдер
«Огонь-батареи»: как изменились космические солнечные батареи за 67 лет «Огонь-батареи»: как изменились космические солнечные батареи за 67 лет

Какой путь прошли солнечные элементы космического типа с момента изобретения?

ТехИнсайдер
Кузбасс после угля Кузбасс после угля

Крупнейший угледобывающий регион России прошел пик добычи главного ресурса недр

Монокль
Елизавета Юрьева: «Гордость зачастую – это способ защиты» Елизавета Юрьева: «Гордость зачастую – это способ защиты»

Елизавета Юрьева рассказывает, как она стала цыганкой

Ведомости
В древнем левантийском поселении изготавливали пурпур на протяжении 500 лет В древнем левантийском поселении изготавливали пурпур на протяжении 500 лет

В Тель-Шикмоне примерно 500 лет находился крупный центр по производству пурпура

N+1
Зарплатно-гендерный вопрос Зарплатно-гендерный вопрос

Удовлетворенность размером зарплаты среди мужчин и женщин практически сравнялась

Ведомости
Владимир Груздев: Предприниматель — профессия повышенного риска Владимир Груздев: Предприниматель — профессия повышенного риска

Предприниматель Владимир Груздев — о правах, правосудии и вызовах цифровой эпохи

Ведомости
Москва и коллекционеры Москва и коллекционеры

Москва в последние годы закрепила за собой статус главной площадки арт-рынка

Ведомости
Генетики получили полные геномы 6 видов человекообразных обезьян Генетики получили полные геномы 6 видов человекообразных обезьян

Ученые секвенировали полные геномы шести видов человекообразных обезьян

ТехИнсайдер
Созданы в России Созданы в России

Доля семян российской селекции в посевах приблизилась к 68%

Агроинвестор
Открыть в приложении