Жертвы заморозки. Как банковские карты россиян подвели под массовую блокировку
В конце сентября у банков появились полномочия приостанавливать сомнительные операции клиентов и блокировать их карты на срок до двух рабочих дней. Для частных лиц и бизнеса это новшество чревато рядом неудобств
Поправки к закону «О национальной платежной системе», призванные обезопасить проведение платежей и снизить риск исполнения мошеннических операций, вступили в силу. Отныне блокировка сомнительных операций физлиц и бизнеса могут стать обычной рутиной, равно как и регулярные звонки из банков.
В теории все выглядит достаточно просто. Согласно принятым поправкам, ЦБ определяет признаки совершения переводов денежных средств без согласия клиента и публикует их. В свою очередь, оператор по переводу денежных средств разрабатывает — уже на базе своих внутренних документов — собственные процедуры для своевременного выявления операций с денежными средствами, выполняемыми без согласия клиента, и сценарии реагирования на них.
Но без широкой общественной дискуссии не обошлось, и, надо отметить, что основания для этого есть. Есть опасения, что при практической реализации новых полномочий банков возникнут серьезные трудности, причем именно у клиентов, а не у операторов.
Как это работает
Закон предписывает операторам по переводу денежных средств, в случае выявления предположительно мошеннических операций, приостанавливать выполнение транзакции на срок до двух рабочих дней, а также блокировать использование электронного средства платежа, то есть банковской карты.
Предполагается, что банк незамедлительно свяжется с клиентом и уточнит, давал ли он согласие на перевод. Если да, то оператор продолжит исполнение операции по переводу, в противном случае транзакция будет совершена по истечении двух рабочих дней.