Как вынужденный переезд в другой регион скажется на экономике клуба «Авангард»

ForbesСпорт

Перелетные ястребы: почему омский «Авангард» стал играть в Балашихе

Как вынужденный переезд в другой регион скажется на экономике клуба

Александр Лютиков

_dsc2691.jpg__1538063705__26741.jpg
К первой серии домашних матчей на «Арене Балашиха» «Авангард» привез из Омска девушек из группы поддержки. Фото Валерия Нистратова для Forbes

Один из лидеров российского хоккея омский «Авангард» неформально называют «ястребами». Родной город обожает свою команду, при вместимости арены 10 000 зрителей средняя посещаемость матча — 7700, но начавшийся в сентябре сезон 2018/2019 «ястребы» проведут за 2200 км от домашнего льда — в подмосковной Балашихе. Зачем «Авангард» улетел из Сибири в Подмосковье и почему это почти не скажется на экономике клуба?

Арена Абрамовича

Первую крытую ледовую арену в Омске на 5500 зрителей построили в 1987 году. Через 20 лет построили 10-тысячник. А в 2018 году выяснилось, что ни на одной из этих арен нельзя играть в хоккей.

«Арену Омск» сдавали в спешке: 31 августа и 1 сентября 2007 года в Омске планировали провести матчи суперсерии между молодежными сборными России и Канады, и строителям надо было успеть, поскольку принимать международные игры в старом дворце спорта сочли несолидным. «Здание стоит на земле крепко и твердо», — говорил перед открытием «Арены Омск» руководитель проекта Хольгер Наврот из австрийской компании AMR, а издание «Спорт-Экспресс» уточняло, что эти слова были произнесены с улыбкой.

«Арену Омск» строили на деньги Романа Абрамовича: его «Сибнефть» долгое время была генеральным спонсором «Авангарда», и сам Абрамович часто приходил на матчи омской команды в старый СКК им. В. Н. Блинова. Но на новой арене он появился только один раз — в день ее открытия, когда губернатор Омской области Леонид Полежаев в торжественной речи заявил: «Это уникальное сооружение достойно того высокого уровня развития спорта, который достигнут в регионе».

К сезону 2018/2019 «Авангард» провел ребрендинг — из логотипа исчезла буква «А», остался только ястреб
Фото Валерия Нистратова для Forbes / Фото Валерия Нистратова для Forbes

Строительство обошлось, по официальным данным, в $150 млн. Но архитектурно «Арена Омск» оказалась вызывающе простой для уникального сооружения — всего с одним ярусом трибун. Первые сообщения о проблемах появились через два месяца после открытия: в ноябре 2007 года по одному из секторов поползла трещина. В апреле 2012-го губернатор Полежаев и владелец сооружения Абрамович договорились о безвозмездной передаче арены хоккейному клубу «Авангард». Через месяц после этого Полежаев сложил губернаторские полномочия, а через три года президент «Авангарда» Владимир Шалаев стал первым, кто открыто заявил о проблемах с «Ареной Омск»: содержание требует огромных затрат, а качество строительства таково, что приходится ставить датчики на каждую трещину.

Летом 2018 года ледовый дворец закрыли и обнесли забором: здание признали аварийным и во избежание обрушения прекратили его эксплуатацию. Играть в старом СКК им. В. Н. Блинова тоже было нельзя: за годы без хоккея он пришел в ужасающее состояние.

Шалаев работает сейчас в Федерации хоккея России и историю с ареной комментировать для Forbes не стал: «Ни одного слова на эту тему вам не скажу. Извините, пожалуйста, но у меня есть для этого причины».

Бывший губернатор Омской области Леонид Полежаев в разговоре с корреспондентом Forbes заявил, что напрямую строительством «Арены Омск» не занимался. По его мнению, проблемы могут быть связаны не с ошибками в ходе строительных работ, а с внешними условиями, в числе которых Полежаев назвал масштабную застройку вокруг арены.

«Я могу только судить по внешней обстановке последних десяти лет, когда на намывном грунте шло массовое строительство без соответствующих инженерных решений, связанных с дренажем и водоотведением, — говорит Леонид Полежаев. — Может быть, вибрации механические передавались: если десять лет постоянно около сооружения бить сваи и трясти его, то никакой объект не выдержит. Я не считаю, что это сверхординарная ситуация, которую нельзя было бы устранить. Как инженер даже говорю: все это лечится. Я гидротехник, и вся моя практика строительства связана с возведением сооружений в обводненных грунтах, поэтому мне понятна эта ситуация, ничего серьезного там нет».

Популярную в Омске версию («сваи не дошли до несущих слоев») Полежаев, который в 2004 году забивал в основание «Арены Омск» символическую первую сваю, прокомментировал так:

— Не знаю, я не строил его. Если бы я строил, мог бы вам сказать, дошли они или не дошли.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении