В обозримом будущем беспилотники смогут заполнить дороги, водоемы и небеса

Зеркало МираАвто

Перспективы и проблемы беспилотного транспорта

Ездящих, плавающих и летающих беспилотников становится все больше. В обозримом будущем они могут заполнить дороги, водоемы и небеса. О перспективах и проблемах беспилотных транспортных средств журналу «Зеркало Мира» рассказал главный аналитик Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Андрей Ионин.

Интервью взял Стас Борисов

Андрей Геннадьевич, что такое «беспилотный транспорт»?

Под это понятие попадают транспортные средства, оснащенные системой автоматического управления и способные передвигаться из одной точки в другую без присутствия человека на борту. Для решения этой задачи необходимо гарантированно – т.е. надежно, исключив любой спуфинг* – определять местоположение движущегося средства с точностью, которую не дают глобальные космические системы позиционирования, операторы которых к тому же не несут никакой ответственности за сигнал. Чаще используются данные с сенсоров различной природы, сопоставляемые с высокоточными картами, заложенными в систему. Затем идет этап распознавания и идентификации объектов вокруг. Следует «видеть» и классифицировать всех участников движения, их размер, скорость, направление движения. Потом идут этапы предсказания (алгоритмы прогнозируют дальнейшее поведение других участников движения) и планирования (как будет действовать автономное транспортное средство с учетом того, что оно «видит» и прогнозирует). И все это в реальном времени.

*спуфинг – кибератака, в рамках которой мошенник выдает себя за какой-либо
надежный источник, чтобы получить доступ к важным данным или информации

«Беспилотность» в таком понимании – следующая ступень в развитии транспорта, когда человек отстраняется от управления транспортным средством. К этому идут, постепенно повышая уровень автономности и передавая принятие решений алгоритмам. Например, в автомобильном транспорте принято выделять пять уровней автономности.

Нулевой – полностью ручное управление (водитель все делает сам).

Первый – помощь водителю. На машине установлен адаптивный круиз-контроль и блоки предупреждения о сходе с полосы и помощи при парковке.

Второй – начальный уровень. Система помогает управлять рулем, скоростью автомобиля и движением по полосе, но в разных ситуациях управление сразу передается водителю.

Третий – средний уровень. Машина справляется почти во всех случаях, но водитель нужен, чтобы реагировать на сложные ситуации.

Четвертый – высокий уровень. В теории тут уже можно отпустить руль – машина сама со всем справится, самостоятельно доезжая до пункта назначения, но только при идеальных погодных условиях (а если нет – просто остановится). Таким автомобилям нужны 3D-карты местности, иначе автопилот перейдет в режим третьего уровня или отключится.

Пятый – полный автопилот. Автомобилю не нужен водитель. Последний может не держаться за руль, сесть на пассажирское сиденье или вообще выйти из кабины.

Сейчас пятый уровень считается подлинно беспилотным, хотя не исключаю, что по мере усложнения технологий появятся шестой и следующие уровни.

Поэтому термин «беспилотный транспорт» – это скорее маркетинг. На самом деле важно то, обязателен ли человек в кабине (на борту), да и есть ли кабина вообще. Также правильно выделять две категории высокоавтоматизированного транспорта, включая беспилотный: работающий на маршрутах общего пользования (железные и автомобильные дороги, воздушные и водные трассы) и тот, что используется исключительно на закрытых площадках (заводы, карьеры, склады, сельхозугодья, внедорожье и т.п.).

– Какие особенности и риски присущи беспилотному транспорту?

Рассмотрим авиационный и автомобильный сектора – они чаще на слуху, имеют общие черты и различия. Последние связаны с рисками эксплуатации для людей и экономики. В автотранспорте самый главный риск – возникновение аварийных ситуаций с беспилотными авто среди людей и в общем транспортном потоке. У авиационного транспорта риск иной, и он связан с нанесением ущерба при падении аппарата или при столкновении с пассажирским самолетом. У дронов есть еще один специфический риск – вторжение в частную жизнь. Наглядно: из-за коптеров самые высокие заборы в загородных домах звезд бесполезны, а люди, живущие в пентхаузе «Москва-Сити», теперь должны иметь плотные шторы на всех окнах (смеется)...

– Какие барьеры стоят перед беспилотным транспортом?

Часто говорят о трудностях в области технологий. У меня иное мнение: основной барьер сегодня – это управление рисками применения беспилотного транспорта. И для этого лишь два пути: создание специальной инфраструктуры и разработка нормативной базы.

Также сегодня внедрение беспилотников – это уже не вопрос технологий, а вопрос об экономической эффективности их применения в бизнес-процессах. Если эффективность беспилотников в военном деле, к сожалению, уже не вызывает сомнений, то при гражданском применении это требует доказательств, в том числе на автомобильном транспорте, как самом массовом. Но парадокс в том, что ответ можно получить только при массовом производстве и применении беспилотных авто. Получается, пока не начнем массовую эксплуатацию беспилотных автомобилей, то и не поймем, насколько они экономически эффективны. И если они покажут себя экономически неэффективными для каких-то бизнес-задач, то там их пока и не будет.

– То же самое происходило в эру зарождения автомобилей или самолетов…

Изначально это все развивалось как некий «премиум-сегмент». Люди, которые используют «премиум-продукт», не думают об экономике! Если кто-то считал для себя престижным ехать не на карете с лошадьми, а на автомобиле, ему экономика была глубоко безразлична. То же самое было и с первыми самолетами: они решали некие эксклюзивные задачи. До появления массовых рынков прошли десятилетия. Мы же с беспилотными автомобилями хотим тот же самый путь пройти за годы.

При этом для автотранспорта есть несколько сфер, которые выглядят потенциально более привлекательно для перехода к беспилотности. Например, на современном уровне доверия к беспилотным технологиям, который подтверждается лишь практикой, не могу представить, что грузовики могут в беспилотном режиме ездить в городах. Но вот грузовики в магистральных перевозках – вне городов – сфера, которая выглядит привлекательно для оценки экономики беспилотных технологий.

Также важно, что на экономику новой технологий необходимо смотреть интегрально. Так обычно эксперты говорят, исключение человека-водителя позволит сэкономить на зарплате. Но это узкий подход: ведь водитель, например, грузовика, помимо управления автомобилем, выполняет еще целый ряд необходимых при перевозке груза функций: обслуживание и мелкий ремонт машины в дороге, охрана и сопровождение груза.

Замена спущенного колеса для водителя – вопрос 15-20 минут и в рамках зарплаты. А если проблема с колесом случится с беспилотным грузовиком, да еще на трассе Чита – Хабаровск? Ремонтники на место прибудут через несколько часов, и, значит, это время будет потеряно перевозчиком! Плюс плата ремонтникам за дорогу туда-обратно и за саму смену колеса. А если груз имеет ценность, то его надо охранять в пути. Человек-водитель это делает параллельно с управлением автомобилем и за зарплату, а как для беспилотного грузовика? Поставить на грузовик множество датчиков, обвесить камерами, бронировать двери? Заключить контракты со службами охраны на дороге? Деньги, деньги. Которые для расчета экономики перевозки необходимо учитывать.

Беспилотные электрогрузовики Volvo не имеют кабины

– Не может ли оказаться в данном случае, что «вычитание» человека-водителя из формулы перевозки даст не слишком большую экономию?

Об этом и речь! Надо считать интегрально, учитывая плюсы и минусы при переходе на беспилотный бизнес-процесс перевозок – и грузовых, и пассажирских.

Начнем с плюсов. Главная экономия в том, что нет зарплаты водителям, а в магистральном грузовике их даже двое. Далее, есть прототипы, где нет и кабины – экономия на стоимости автомобиля. Также система управления беспилотника всегда (теоретически) выбирает оптимальный режим движения: скорости, разгонов, торможений – это тоже экономия. Оценки на моделях показывают: затраты топлива снижаются на 10%.

И, наконец, снижение аварийности, на которое много надежд. Да, статистика аварий «пилотируемых» автомобилей такова, что 90% ДТП – следствие «человеческого фактора», неправильных действий водителя (хотя, думаю, 90% потому, что на водителя юридически проще «повесить» недочеты всех остальных на дороге). И тогда, просто исключив «человека за рулем», якобы снижаем аварийность! Колоссальная экономия. Но... но, если мы убираем одну систему управления автомобилем – человека, «совершающего ошибки», то на его месте появляется другая система управления – на основе датчиков и программного кода! Которая также не может быть безошибочной, по определению. Получается, здесь нужна статистика массового беспилотного движения, и только тогда можно будет оценить, как снизилась аварийность. Да и снизилась ли? Это все ожидаемые плюсы.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Психолог Марина Травкова: Ребенок не может быть испорченным. Дети невинны, но не асексуальны Психолог Марина Травкова: Ребенок не может быть испорченным. Дети невинны, но не асексуальны

Вредна ли детская мастурбация и как обезопасить ребенка от домогательств?

СНОБ
Узнайте про архетипы Юнга! Вот как психолог объяснял личность человека Узнайте про архетипы Юнга! Вот как психолог объяснял личность человека

Что такое архетипы и как они влияют на личность человека?

ТехИнсайдер
Самый знаменитый монгол Самый знаменитый монгол

Чингисхан по праву входит в пантеон величайших завоевателей

Дилетант
Дядя честных правил Дядя честных правил

«Дядя Леша»: Юрий Деточкин нового времени

Weekend
Максим Севриновский: «Я сомневаюсь до конца» Максим Севриновский: «Я сомневаюсь до конца»

Исполнитель главных ролей о том, из чего состоит актерская профессия

Монокль
Как звезда «Унесенных ветром» подстроила знакомство Грейс Келли с князем Монако ради своего мужа Как звезда «Унесенных ветром» подстроила знакомство Грейс Келли с князем Монако ради своего мужа

История любви Грейс Келли и князя Монако Ренье III – одна из самых красивых

VOICE
Реалистичный позитивизм: 4 стратегии, чтобы жить лучше Реалистичный позитивизм: 4 стратегии, чтобы жить лучше

Реалистичный позитивизм: что за тип мышления, как он может улучшить вашу жизнь?

Psychologies
Цезарь умер, да здравствует Цезарь! Каким получился блокбастер «Планета обезьян: Новое царство»? Цезарь умер, да здравствует Цезарь! Каким получился блокбастер «Планета обезьян: Новое царство»?

Дарвинистский блокбастер «Планета обезьян: Новое царство»: стоит ли смотреть?

Правила жизни
Как по нотам Как по нотам

Никола Мельников об источниках вдохновения и подходе к пониманию искусства

Men Today
«Интимная история человечества» «Интимная история человечества»

Как уважение стало ценнее власти

N+1
Спортсмен в цилиндре и пенсне. Как одевался Владимир Набоков Спортсмен в цилиндре и пенсне. Как одевался Владимир Набоков

О шортах со стрелками, гольфах, ветровке, пиджаках и пенсне Владимира Набокова

СНОБ
Транзитный пассажир Транзитный пассажир

Актер Сергей Горошко перевоплощается легко и очень элегантно

OK!
Для кого звонит рассветный колокол новой деревни? Для кого звонит рассветный колокол новой деревни?

Факторы эффективности проектов развития территорий на примере движения Сэмаыль

Позитивные изменения
От выгорания к гармонии: как построить здоровые отношения с работой От выгорания к гармонии: как построить здоровые отношения с работой

Отрывок из книги «Я больше не хочу всем нравиться»

Inc.
Как отформатировать жесткий диск. Подробная инструкция Как отформатировать жесткий диск. Подробная инструкция

Все для форматирования жесткого диска без вреда для компьютера и системы

Цифровой океан
«Это сейчас был сексизм»: как микрофеминизм помогает женщинам бороться за свои права «Это сейчас был сексизм»: как микрофеминизм помогает женщинам бороться за свои права

Что такое микрофеминизм, как он может помочь женщинам в борьбе за равенство?

Forbes
Почему в автомобиле всегда так хочется вздремнуть Почему в автомобиле всегда так хочется вздремнуть

Почему поездка в автомобиле так убаюкивает?

Maxim
Всё что вам нужно знать об обновлённом Skoda Kodiaq Всё что вам нужно знать об обновлённом Skoda Kodiaq

Что изменилось в новом поколении Skoda Kodiaq?

4x4 Club
Посол Советского Союза Посол Советского Союза

В истории были женщины, которые волею судьбы играли роль посла

Знание – сила
«Конан О'Брайен должен уйти»: почему стоит смотреть тревел-шоу от культового американского комика? «Конан О'Брайен должен уйти»: почему стоит смотреть тревел-шоу от культового американского комика?

Конан О'Брайен ездит по миру, изучает незнакомые культуры и идиотничает

Правила жизни
«Мама всегда выбирала благо пациента, а не букву закона»: из книги Нюты Федермессер «Мама всегда выбирала благо пациента, а не букву закона»: из книги Нюты Федермессер

Глава из сборника рассказов Нюты Федермессер «Камера хранения»

Forbes
Женская манипуляция. Всегда ли это нужно и как не увлечься психологическими играми Женская манипуляция. Всегда ли это нужно и как не увлечься психологическими играми

Где та тонкая грань между неэкологичными манипуляциями и женской мудростью?

Лиза
«Ведая пространство земель нашей империи…» «Ведая пространство земель нашей империи…»

Как Екатерина Великая решала проблемы демографии и освоения пустынных территорий

Знание – сила
Пять возможных шагов к экономике предложения Пять возможных шагов к экономике предложения

Правительство собирается перевести народное хозяйство на экономику предложения

Монокль
Солнечный друг Солнечный друг

5 вопросов врачу по безопасному загару

Лиза
Феноменальное открытие: как атомные часы с квантовой запутанностью изменили развитие науки в мире Феноменальное открытие: как атомные часы с квантовой запутанностью изменили развитие науки в мире

JILA создал часы, используя квантовую зависимость

Inc.
Генетики пересчитали время смешения предков современных людей и неандертальцев Генетики пересчитали время смешения предков современных людей и неандертальцев

Когда произошло смешение предков современных людей с неандертальцами?

N+1
Эмбрион человека при развитии постоянно нарушает симметрию Эмбрион человека при развитии постоянно нарушает симметрию

«Жизнь состоит из постоянного нарушения симметрии»

ТехИнсайдер
Галина Данелия: «Никогда бы не подумала, что пройдут годы, и Данелия станет моим мужем» Галина Данелия: «Никогда бы не подумала, что пройдут годы, и Данелия станет моим мужем»

Москва буквально кипела, когда я выходила замуж за Данелию

Коллекция. Караван историй
Синдром тетки Синдром тетки

Как прогнать «тетку» из своей жизни и разума?

Лиза
Открыть в приложении