Об аппаратах легче воздуха – дирижаблях

Зеркало МираHi-Tech

Изгои небес

Олег Добров

d1jhj4fsmsos9e.cloudfront.net

В художественных и документально-исторических произведениях часто встречается сюжет о судьбе какой-либо правящей династии, которая быстро прошла весь путь от восхождения к вершинам власти до упадка и вырождения. В более современном варианте – повествование о взлете некой мощной корпорации, практически монополиста в своей области, буквально за одно поколение сдавшей все позиции и сохранившейся в виде мелких фирмочек. Таков и путь летающих аппаратов легче воздуха в целом, а дирижаблей в частности.

Славное начало

Братья Жозеф-Мишель
(1740—1810)
и Жак-Этьенн
(1745—1799)
Монгольфье,
изобретатели
воздушного
шара. sitekid.ru

Мечта о полете, отразившаяся в легендах и мифах самых разных цивилизаций, нашла свое практическое воплощение во Франции в 1783 году, когда братья Жозеф-Мишель и Жак-Этьенн Монгольфье (фр. Montgolfier) впервые использовали подъемную силу теплого воздуха в относительно легкой и газонепроницаемой оболочке – то есть в воздушном шаре. Полеты первых воздушных шаров вдохновили современника братьев Монгольфе, французского математика Жана Батиста Менье, на идею управляемого аппарата эллипсоидной формы, который должен был перемещаться по воздуху с помощью трех пропеллеров, вращаемых мускульной силой 80 человек. Фактически это был первый детальный проект дирижабля: в большом эллипсоиде должен был находиться баллонет, шар меньших размеров, для того чтобы, изменяя объем газа в баллонете, можно было регулировать высоту полета. Кроме того, предусматривались горизонтальные стабилизаторы, сама гондола подвешивалась на трех стропах и т.п. Менье считается «отцом дирижаблей», но воплотить в жизнь свой проект не успел, скончавшись в 1793 году от ран при осаде Майнца в чине дивизионного генерала революционной армии. Не исключено, что, если бы он выжил и создал дирижабли для армии Наполеона, история могла пойти несколько иным путем. Тем не менее развитие аэростатов легче воздуха с тех пор пошло двумя направлениями.

Шар братьев Монгольфье. parisrevolutionnaire.com
Проект дирижабля Менье. reddit.com

Развилка

Разумеется, военные не могли избежать соблазна окинуть взором с высоты поле сражения. Первая попытка имела место в 1793 при осаде французскими революционными войсками Валенсии. Но плохая погода помешала наблюдателю. Через год в битвах с австрийскими силами повезло больше: в сражениях при Мобеже, Шарльруа, Флерю, Люттихе наблюдателей поднимали на высоту 300–400 метров, и они флажками сигнализировали о маневрах противника. Еще через год во время битвы под Майнцем буря растрепала в клочья воздушный шар. Короче, в 1795 году Наполеон расформировал свои «военно-воздушные силы», поскольку не хотел зависеть от погоды.

Наблюдательный воздушный шар французов. warfarehistorynetwork.com

А вот австрийцы пошли другим путем. В 1849, при осаде Венеции, они подвешивали к аэростатам пороховые заряды и, запалив фитиль, длина которого зависела от расстояния до цели, запускали их в сторону противника. Через десять лет французы в войне с австрийцами использовали аэростат для фоторазведки, но качество снимков было так себе, хотя их делал Надар, один из пионеров фотографии.

Воздушный шар, созданный по чертежам и расчетам Д.И. Менделеева. arran.ru

В 1880 года по инициативе Менделеева был основан VII воздухоплавательный отдел Русского технического общества. Отдел финансировался военным министерством. Несмотря на большой интерес к полетам, использование аэростатов нигде в мире не было поставлено на промышленную основу. И только во время Первой мировой войны их стали широко применять, несмотря на взрывоопасность водорода, которым наполняли аэростаты. В основном для наблюдения и как средство воздушного заграждения от авиации. Отметим, что и во время Второй мировой войны аэростаты воздушного заграждения активно использовались для защиты городов от бомбежки.

Дирижабль Анри Жиффара. i.pinimg.com

Перспективы

Первый управляемый аэростат, то есть дирижабль (от фр. dirigeable – управляемый), который поднялся в небо, был создан французским изобретателем Анри Жиффаром в 1852 году. Оснащенный паровым двигателем и воздушным винтом сигаровидный баллон длиной 44 метра и диаметром 12 метров поднялся над парижским ипподромом и со скоростью 8 км/час пролетел почти 28 километров. Через три года Жиффар соорудил новый дирижабль, длиной 70 метров и с более мощной паровой машиной. В 1884 году Шарль Ренар и Артур Кребс совершили полет на французском военном дирижабле с электрическим двигателем LaFrance. Длина дирижабля составила 52 метра, объем – 1900 м³, за 23 минуты было покрыто расстояние в 8 километров при помощи двигателя мощностью 8,5 л.с. В 1901 француз Альберто Сантос-Дюмон облетел Эйфелеву башню со скоростью 20 км/час. Началась эра дирижаблей.

К этому времени определились конструктивные направления их развития: мягкие, полужесткие и жесткие. В мягких схемах корпусом является тканевая оболочка, а избыточное давление газа обеспечивает устойчивость формы. Они были самыми массовыми летательными аппаратами, но и самыми ненадежными. В полужестких имеет место килевая ферма, к которой крепились элементы дирижабля и некоторое оборудования. И, наконец, жесткая схема, в которой, как в морском судне, корпус собирался из продольных и поперечных металлических силовых элементов, обтянутых для аэродинамической формы тканью. Внутри каркаса размещались не только газовые емкости, но и служебные проходы, ведущие к агрегатам воздушного судна.

Создателем таких дирижаблей был немецкий инженер и организатор их массового производства генерал граф Фердинанд фон Цеппелин. Его первый аппарат LZ1 (Luftschiff Zeppelin) длиной 128 м, приводящийся в движение двумя двигателями Daimler мощностью 14,5 л.с., управлялся лично графом. Возможно, поэтому дирижабли жесткой схемы стали называть «цеппелинами».

Дирижабль «Граф Цеппелин». i2.wp.com

Взлет и падение

Германские власти поначалу весьма скептически относились к проектам графа, но после первых полетов мнение изменилось, и кайзер Вильгельм II даже выделил на это дело 500 тысяч марок, сумму весьма существенную. И в 1909 г. фон Цеппелин основал первую в мире воздушно-транспортную компанию Deutsche Luftschiffahrt AG, а через год четыре дирижабля совершали регулярные рейсы по Германии, и уже была создана инфраструктура с ангарами и причальными мачтами.

Неудивительно, что «сумрачный немецкий гений» во время Первой мировой войны превратил цеппелины чуть ли не в вундерваффе, чудо-оружие. Справедливости ради отметим, что впервые дирижабли были использованы итальянцами в 1911–1912 гг. во время войны с Турцией. С их помощью проводились разведывательные операции и наносились бомбовые удары. Но только немцы «поставили на конвейер» боевые дирижабли. Достаточно сказать, что за годы войны они построили почти 80 аппаратов, тогда как англичане – 10, итальянцы – семь, США – шесть, а в России использовались три дирижабля. Немецкие цеппелины развивали скорость до 90 км/ч, перемещались на 4–5 тыс. км и несли несколько тонн бомб. Несмотря на неплохую эффективность цепеллинов в качестве воздушных разведчиков и бомбардировщиков, быстрое развитие зенитной артиллерии и авиации делало эти наполненные взрывоопасным водородом гиганты весьма уязвимыми.

После войны дирижабли начали использоваться в качестве пассажирского и грузового транспорта. В промышленно развитых странах росло дирижаблестроение. В 1919 году английский дирижабль R-34 впервые перелетел Атлантику. Шпиль небоскреба Эмпайр Стейт Билдинг использовался как причальная мачта, а 102-й этаж тогда был причальной платформой для подъема на дирижабль.

Английский дирижабль R-34. c.pics.livejournal.com

Самым большим дирижаблем мирного назначения был Цеппелин LZ129 «Гинденбург». Он поднимал до 100 тонн груза, а пассажирские рейсы в Северную и Южную Америку начал в 1936 году. К маю 1937 году на его счету было уже почти 40 полетов через Атлантику. Когда «Гинденбург» прибыл в Нью-Йорк, над городом бушевала гроза, и цеппелин перелетел в сторону военной базы. Но при посадке в одном из отсеков что-то взорвалось, и дирижабль окутало огнем. Тем не менее капитану удалось его посадить и спасти 67 человек из 97 пассажиров. По одной из версий, это была диверсия, за которой якобы стоял рейхсминистр авиации Герман Геринг, не желавший тратить средства на дирижабли. Тем не менее, хотя и до этого случались не менее тяжелые катастрофы, именно гибель «Гинденбурга» стала знаковым событием, остановившим массовое применение подобных летательных аппаратов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Тайна перевернутой птицы Тайна перевернутой птицы

Народы Междуречья обладали своей уникальной и неповторимой письменностью

Зеркало Мира
Сшить себе свободу: как швейная машина помогала женщинам бороться за свои права Сшить себе свободу: как швейная машина помогала женщинам бороться за свои права

Как в истории швейной машины отражается история женской эмансипации

Forbes
Autodesk ушел в историю: чем заменить? Autodesk ушел в историю: чем заменить?

Американская компания Autodesk покинула российский рынок еще в 2022 году

Наука и техника
Михаил Владимиров: «Михаил Державин стал мне вторым отцом» Михаил Владимиров: «Михаил Державин стал мне вторым отцом»

Мои герои в кино не всегда положительные, но зато открытые и веселые люди

Коллекция. Караван историй
Страшное слово ОАС Страшное слово ОАС

Аббревиатура ОАС в начале 1960-х наводила ужас на всю Францию

Дилетант
Первая it-girl и «восхитительное пустое место»: Эди Седжвик как икона стиля Первая it-girl и «восхитительное пустое место»: Эди Седжвик как икона стиля

Эди Седжвик — первый модный инфлюенсер середины шестидесятых

Правила жизни
В кадре В кадре

Это интервью мы записывали с актрисой Анастасией Красовской в Нижнем Новгороде

OK!
В древнем горшке из Китая нашли остатки пищи эпохи неолита В древнем горшке из Китая нашли остатки пищи эпохи неолита

Ученые проанализировали пищевую корку в керамическом горшке из памятника Хэмуду

N+1
Подельники Подельники

Девять (помимо Брута) самых интересных заговорщиков против Цезаря

Дилетант
Мой прадед, участник Великой войны Мой прадед, участник Великой войны

История генерал-майора Владимир Астафьев, типичного русского офицера

Знание – сила
В магазин за рекламными продуктами: что мешает развитию рынка ретейл-медиа в России В магазин за рекламными продуктами: что мешает развитию рынка ретейл-медиа в России

Почему рынок ретейл-медиа в России развивается так неравномерно?

Forbes
1000 км до рассвета 1000 км до рассвета

Покорители Северного полюса делятся секретами выживания в экстремальных условиях

2Xplore
Лайфхак для отпуска! Вот какие вещи можно забрать с собой из гостиничного номера Лайфхак для отпуска! Вот какие вещи можно забрать с собой из гостиничного номера

Какие вещи можно, а какие нельзя забирать как сувенир из отеля

ТехИнсайдер
Юлия Волкова: «Так получилось, что почти каждая моя роль — испытание» Юлия Волкова: «Так получилось, что почти каждая моя роль — испытание»

На «Фабрике» я, конечно, делала шоу. Меня называли девочка-скандал

Караван историй
Мария Куликова: «Мы расписались в МФЦ. Я была в спортивном костюме» Мария Куликова: «Мы расписались в МФЦ. Я была в спортивном костюме»

Мы все рефлексирующие ребята, особенно артисты, у нас вообще расшатанные нервы

Караван историй
«Возникла паника»: подорожают ли в России хлеб и мука «Возникла паника»: подорожают ли в России хлеб и мука

Дорожает ли мука, чем чреват рост ее экспорта и чего ждать от цен на хлеб

Forbes
Бильярд на гробах и желто-синие бездны. Как Ван Гог опередил свое время Бильярд на гробах и желто-синие бездны. Как Ван Гог опередил свое время

Была ли история успеха Ван Гога случайностью и как он смог добиться признания?

СНОБ
12 фраз, означающих, что вы эмоционально умнее большинства людей 12 фраз, означающих, что вы эмоционально умнее большинства людей

Фразы, которые отражают интеллектуальные компетенции

Maxim
Из газеты в Белый дом: как Жаклин Кеннеди помогла мужу стать президентом Из газеты в Белый дом: как Жаклин Кеннеди помогла мужу стать президентом

Какой была первая леди, которая запомнилась миру не меньше, чем ее муж-президент

Forbes
Солнце близко, но не греет: почему на вершинах гор часто лежит снег? Солнце близко, но не греет: почему на вершинах гор часто лежит снег?

Почему в горах всегда холоднее, чем внизу?

ТехИнсайдер
Цукаты Цукаты

Рассказываем, как, где и когда возникла идея засахаривать фрукты

КАНТРИ Русская азбука
Что не так в системе Сатурна и что такое «Титан» Что не так в системе Сатурна и что такое «Титан»

Когда и почему система Сатурна стала неправильной?

Наука и техника
Эта приправа снизит давление и улучшит пищеварение! Узнайте о полезных свойствах кардамона Эта приправа снизит давление и улучшит пищеварение! Узнайте о полезных свойствах кардамона

Что стоит знать о лечебных свойствах кардамона?

ТехИнсайдер
И в букет, и в тарелку И в букет, и в тарелку

Цветы не только красивы, но вкусны и полезны

Здоровье
В США врачи научились находить «идеальные» эмбрионы: почему их обвиняют в евгенике В США врачи научились находить «идеальные» эмбрионы: почему их обвиняют в евгенике

Технология Orchid позволяет обнаружить заболевания еще на стадии эмбриона

Psychologies
15 пород собак, которые отлично ладят с кошками 15 пород собак, которые отлично ладят с кошками

На какие породы собак стоит обратить внимание, если у тебя уже есть кошка?

VOICE
Не стоит принимать на веру: самые популярные лжетеории, у которых нет научных доказательств Не стоит принимать на веру: самые популярные лжетеории, у которых нет научных доказательств

Самые распространенные лженауки, которым не стоит доверять свою судьбу

ТехИнсайдер
Радость моя, твоя, наша Радость моя, твоя, наша

Факт есть факт: мы получаем удовольствие от разных вещей. Почему это происходит?

Лиза
Ностальгия по СССР: куда советские туристы плавали в зарубежные круизы Ностальгия по СССР: куда советские туристы плавали в зарубежные круизы

Как в СССР продвигался международный туризм

ТехИнсайдер
Еда и напитки в самолете: что заказать, а от чего воздержаться Еда и напитки в самолете: что заказать, а от чего воздержаться

Стоит ли пить и есть в самолете: советы экспертов

РБК
Открыть в приложении