Об аппаратах легче воздуха – дирижаблях

Зеркало МираHi-Tech

Изгои небес

Олег Добров

d1jhj4fsmsos9e.cloudfront.net

В художественных и документально-исторических произведениях часто встречается сюжет о судьбе какой-либо правящей династии, которая быстро прошла весь путь от восхождения к вершинам власти до упадка и вырождения. В более современном варианте – повествование о взлете некой мощной корпорации, практически монополиста в своей области, буквально за одно поколение сдавшей все позиции и сохранившейся в виде мелких фирмочек. Таков и путь летающих аппаратов легче воздуха в целом, а дирижаблей в частности.

Славное начало

Братья Жозеф-Мишель
(1740—1810)
и Жак-Этьенн
(1745—1799)
Монгольфье,
изобретатели
воздушного
шара. sitekid.ru

Мечта о полете, отразившаяся в легендах и мифах самых разных цивилизаций, нашла свое практическое воплощение во Франции в 1783 году, когда братья Жозеф-Мишель и Жак-Этьенн Монгольфье (фр. Montgolfier) впервые использовали подъемную силу теплого воздуха в относительно легкой и газонепроницаемой оболочке – то есть в воздушном шаре. Полеты первых воздушных шаров вдохновили современника братьев Монгольфе, французского математика Жана Батиста Менье, на идею управляемого аппарата эллипсоидной формы, который должен был перемещаться по воздуху с помощью трех пропеллеров, вращаемых мускульной силой 80 человек. Фактически это был первый детальный проект дирижабля: в большом эллипсоиде должен был находиться баллонет, шар меньших размеров, для того чтобы, изменяя объем газа в баллонете, можно было регулировать высоту полета. Кроме того, предусматривались горизонтальные стабилизаторы, сама гондола подвешивалась на трех стропах и т.п. Менье считается «отцом дирижаблей», но воплотить в жизнь свой проект не успел, скончавшись в 1793 году от ран при осаде Майнца в чине дивизионного генерала революционной армии. Не исключено, что, если бы он выжил и создал дирижабли для армии Наполеона, история могла пойти несколько иным путем. Тем не менее развитие аэростатов легче воздуха с тех пор пошло двумя направлениями.

Шар братьев Монгольфье. parisrevolutionnaire.com
Проект дирижабля Менье. reddit.com

Развилка

Разумеется, военные не могли избежать соблазна окинуть взором с высоты поле сражения. Первая попытка имела место в 1793 при осаде французскими революционными войсками Валенсии. Но плохая погода помешала наблюдателю. Через год в битвах с австрийскими силами повезло больше: в сражениях при Мобеже, Шарльруа, Флерю, Люттихе наблюдателей поднимали на высоту 300–400 метров, и они флажками сигнализировали о маневрах противника. Еще через год во время битвы под Майнцем буря растрепала в клочья воздушный шар. Короче, в 1795 году Наполеон расформировал свои «военно-воздушные силы», поскольку не хотел зависеть от погоды.

Наблюдательный воздушный шар французов. warfarehistorynetwork.com

А вот австрийцы пошли другим путем. В 1849, при осаде Венеции, они подвешивали к аэростатам пороховые заряды и, запалив фитиль, длина которого зависела от расстояния до цели, запускали их в сторону противника. Через десять лет французы в войне с австрийцами использовали аэростат для фоторазведки, но качество снимков было так себе, хотя их делал Надар, один из пионеров фотографии.

Воздушный шар, созданный по чертежам и расчетам Д.И. Менделеева. arran.ru

В 1880 года по инициативе Менделеева был основан VII воздухоплавательный отдел Русского технического общества. Отдел финансировался военным министерством. Несмотря на большой интерес к полетам, использование аэростатов нигде в мире не было поставлено на промышленную основу. И только во время Первой мировой войны их стали широко применять, несмотря на взрывоопасность водорода, которым наполняли аэростаты. В основном для наблюдения и как средство воздушного заграждения от авиации. Отметим, что и во время Второй мировой войны аэростаты воздушного заграждения активно использовались для защиты городов от бомбежки.

Дирижабль Анри Жиффара. i.pinimg.com

Перспективы

Первый управляемый аэростат, то есть дирижабль (от фр. dirigeable – управляемый), который поднялся в небо, был создан французским изобретателем Анри Жиффаром в 1852 году. Оснащенный паровым двигателем и воздушным винтом сигаровидный баллон длиной 44 метра и диаметром 12 метров поднялся над парижским ипподромом и со скоростью 8 км/час пролетел почти 28 километров. Через три года Жиффар соорудил новый дирижабль, длиной 70 метров и с более мощной паровой машиной. В 1884 году Шарль Ренар и Артур Кребс совершили полет на французском военном дирижабле с электрическим двигателем LaFrance. Длина дирижабля составила 52 метра, объем – 1900 м³, за 23 минуты было покрыто расстояние в 8 километров при помощи двигателя мощностью 8,5 л.с. В 1901 француз Альберто Сантос-Дюмон облетел Эйфелеву башню со скоростью 20 км/час. Началась эра дирижаблей.

К этому времени определились конструктивные направления их развития: мягкие, полужесткие и жесткие. В мягких схемах корпусом является тканевая оболочка, а избыточное давление газа обеспечивает устойчивость формы. Они были самыми массовыми летательными аппаратами, но и самыми ненадежными. В полужестких имеет место килевая ферма, к которой крепились элементы дирижабля и некоторое оборудования. И, наконец, жесткая схема, в которой, как в морском судне, корпус собирался из продольных и поперечных металлических силовых элементов, обтянутых для аэродинамической формы тканью. Внутри каркаса размещались не только газовые емкости, но и служебные проходы, ведущие к агрегатам воздушного судна.

Создателем таких дирижаблей был немецкий инженер и организатор их массового производства генерал граф Фердинанд фон Цеппелин. Его первый аппарат LZ1 (Luftschiff Zeppelin) длиной 128 м, приводящийся в движение двумя двигателями Daimler мощностью 14,5 л.с., управлялся лично графом. Возможно, поэтому дирижабли жесткой схемы стали называть «цеппелинами».

Дирижабль «Граф Цеппелин». i2.wp.com

Взлет и падение

Германские власти поначалу весьма скептически относились к проектам графа, но после первых полетов мнение изменилось, и кайзер Вильгельм II даже выделил на это дело 500 тысяч марок, сумму весьма существенную. И в 1909 г. фон Цеппелин основал первую в мире воздушно-транспортную компанию Deutsche Luftschiffahrt AG, а через год четыре дирижабля совершали регулярные рейсы по Германии, и уже была создана инфраструктура с ангарами и причальными мачтами.

Неудивительно, что «сумрачный немецкий гений» во время Первой мировой войны превратил цеппелины чуть ли не в вундерваффе, чудо-оружие. Справедливости ради отметим, что впервые дирижабли были использованы итальянцами в 1911–1912 гг. во время войны с Турцией. С их помощью проводились разведывательные операции и наносились бомбовые удары. Но только немцы «поставили на конвейер» боевые дирижабли. Достаточно сказать, что за годы войны они построили почти 80 аппаратов, тогда как англичане – 10, итальянцы – семь, США – шесть, а в России использовались три дирижабля. Немецкие цеппелины развивали скорость до 90 км/ч, перемещались на 4–5 тыс. км и несли несколько тонн бомб. Несмотря на неплохую эффективность цепеллинов в качестве воздушных разведчиков и бомбардировщиков, быстрое развитие зенитной артиллерии и авиации делало эти наполненные взрывоопасным водородом гиганты весьма уязвимыми.

После войны дирижабли начали использоваться в качестве пассажирского и грузового транспорта. В промышленно развитых странах росло дирижаблестроение. В 1919 году английский дирижабль R-34 впервые перелетел Атлантику. Шпиль небоскреба Эмпайр Стейт Билдинг использовался как причальная мачта, а 102-й этаж тогда был причальной платформой для подъема на дирижабль.

Английский дирижабль R-34. c.pics.livejournal.com

Самым большим дирижаблем мирного назначения был Цеппелин LZ129 «Гинденбург». Он поднимал до 100 тонн груза, а пассажирские рейсы в Северную и Южную Америку начал в 1936 году. К маю 1937 году на его счету было уже почти 40 полетов через Атлантику. Когда «Гинденбург» прибыл в Нью-Йорк, над городом бушевала гроза, и цеппелин перелетел в сторону военной базы. Но при посадке в одном из отсеков что-то взорвалось, и дирижабль окутало огнем. Тем не менее капитану удалось его посадить и спасти 67 человек из 97 пассажиров. По одной из версий, это была диверсия, за которой якобы стоял рейхсминистр авиации Герман Геринг, не желавший тратить средства на дирижабли. Тем не менее, хотя и до этого случались не менее тяжелые катастрофы, именно гибель «Гинденбурга» стала знаковым событием, остановившим массовое применение подобных летательных аппаратов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Жизнь как стартап Жизнь как стартап

Строй карьеру по законам Кремниевой долины

kiozk originals
На средневековых предметах и росписях из Китая нашли желтые краски из растений На средневековых предметах и росписях из Китая нашли желтые краски из растений

В средневековом Китае использовали краски из гарцинии и китайского бархата

N+1
«Железный купол» для флота «Железный купол» для флота

История создания израильской противоракетной системы ближнего рубежа

Обозрение армии и флота
Дом из дерева Дом из дерева

Деревянный дом — это целый мир со своими правилами, устоями и обычаями

КАНТРИ Русская азбука
Белый спирт из Китая, покоривший мир Белый спирт из Китая, покоривший мир

В Китае свои алкогольные традиции

Зеркало Мира
Как появилась любовь с точки зрения эволюции: мнение биолога Ирины Якутенко Как появилась любовь с точки зрения эволюции: мнение биолога Ирины Якутенко

Как природа помогает парам укреплять связь?

Psychologies
Посмотрите на «устрицу-монстра»! Эксперты: это не самая большая устрица, но она поражает Посмотрите на «устрицу-монстра»! Эксперты: это не самая большая устрица, но она поражает

Устрицы могут достигать колоссальных размеров

ТехИнсайдер
Как США создали «город грехов» и мировую столицу азартных игр? Интересные факты о Лас-Вегасе! Как США создали «город грехов» и мировую столицу азартных игр? Интересные факты о Лас-Вегасе!

Как менее чем за сто лет Лас-Вегас превратился в «мировую столицу развлечений»?

ТехИнсайдер
«Может быть, это судьба?»: почему дейтинг-приложения — опасный способ сбежать от одиночества «Может быть, это судьба?»: почему дейтинг-приложения — опасный способ сбежать от одиночества

Как понять, убийца ли тот, с кем вы познакомились в приложении для знакомств?

Psychologies
Ресторан на магазинной полке: как устроено производство готовой еды Ресторан на магазинной полке: как устроено производство готовой еды

Ресторан на магазинной полке: как производится готовая еда для «Перекрестка»

СНОБ
Невидимая угроза: привычки, которые портят ваше зрение Невидимая угроза: привычки, которые портят ваше зрение

От чего именно садится зрение?

ТехИнсайдер
Что такое Часы Судного дня Что такое Часы Судного дня

Кто придумал часы геополитической тревоги, что они показывают?

Maxim
Успешный дебют. Как советская программа стала первым чемпионом мира по шахматам Успешный дебют. Как советская программа стала первым чемпионом мира по шахматам

Как технологии совершили революцию в шахматах

СНОБ
Союз спасения: как «Дэдпул и Росомаха» вернули киновселенную Marvel к жизни (или нет) Союз спасения: как «Дэдпул и Росомаха» вернули киновселенную Marvel к жизни (или нет)

«Дэдпул и Росомаха»: фестиваль фансервиса в мультивселенной безумия

Правила жизни
Согласование времен Согласование времен

Как в средневековой Европе измеряли и воспринимали время

Вокруг света
11 книг, которые надо прочитать всем, кто хочет быть богатым (и кто уже богатый — тоже) 11 книг, которые надо прочитать всем, кто хочет быть богатым (и кто уже богатый — тоже)

Книги, которые советуют бизнесмены, предприниматели и филантропы

Inc.
Что произойдет, если бросить пакет с мусором в вулкан? Что произойдет, если бросить пакет с мусором в вулкан?

Смогут ли вулканы «переварить» весь человеческий мусор?

ТехИнсайдер
Женский взгляд: 10 красных флагов в дейтинг-приложениях Женский взгляд: 10 красных флагов в дейтинг-приложениях

Десять стоп-сигналов, которые говорят женщинам: «Не стоит ему отвечать»

Psychologies
Рынок жилья охлаждается, но неохотно Рынок жилья охлаждается, но неохотно

Квартирный рынок входит в этап развития, связанный с отменой льготной ипотеки

Монокль
Я — сноб: теннисистка Надежда Петрова Я — сноб: теннисистка Надежда Петрова

Теннисистка Надежда Петрова — о ритуале пуджа на реке Ганг и запахе кофе

СНОБ
Версия для печати: скоро ли 3D-принтеры соберут человека по частям Версия для печати: скоро ли 3D-принтеры соберут человека по частям

Первые пациенты с 3D-имплантатами уже живут среди нас

Forbes
Социальный заказ на большую семью: как власти будут развивать демографию Социальный заказ на большую семью: как власти будут развивать демографию

Власти пытаются поднять рождаемость в стране, создав тренд на многодетность

ФедералПресс
Любовь Константинова: «Меня сопровождает стойкое убеждение: все будет по судьбе» Любовь Константинова: «Меня сопровождает стойкое убеждение: все будет по судьбе»

Всегда впускаю историю каждой своей героини максимально глубоко, под кожу

Коллекция. Караван историй
Сможет ли ИИ написать «Войну и мир-2» Сможет ли ИИ написать «Войну и мир-2»

SSM-модель — что нового она привнесла для мира нейросетей?

ТехИнсайдер
Шестое чувство Шестое чувство

Не отвлекают ли от главного приемы мультисенсорного маркетинга?

Bones
Почему лениться полезно Почему лениться полезно

5 неожиданных фактов о лени от врача

Лиза
10 цитат Энди Уорхола, которые научат вас мыслить как художник 10 цитат Энди Уорхола, которые научат вас мыслить как художник

Энди Уорхол — о жизни, творчестве и любви

Psychologies
Чудеса системы Сатурна: два безумных океана Чудеса системы Сатурна: два безумных океана

Система Сатурна – настоящее собрание диковин и чудес

Наука и техника
Сколько можно пить за рулем в разных странах Сколько можно пить за рулем в разных странах

Где вообще нельзя, а где можно немного выпить за рулем?

Maxim
3 скрытые причины, почему партнера раздражают ваши слезы 3 скрытые причины, почему партнера раздражают ваши слезы

Вы плачете и ищете у него утешения, а он только злится?

Psychologies
Открыть в приложении