Об аппаратах легче воздуха – дирижаблях

Зеркало МираHi-Tech

Изгои небес

Олег Добров

d1jhj4fsmsos9e.cloudfront.net

В художественных и документально-исторических произведениях часто встречается сюжет о судьбе какой-либо правящей династии, которая быстро прошла весь путь от восхождения к вершинам власти до упадка и вырождения. В более современном варианте – повествование о взлете некой мощной корпорации, практически монополиста в своей области, буквально за одно поколение сдавшей все позиции и сохранившейся в виде мелких фирмочек. Таков и путь летающих аппаратов легче воздуха в целом, а дирижаблей в частности.

Славное начало

Братья Жозеф-Мишель
(1740—1810)
и Жак-Этьенн
(1745—1799)
Монгольфье,
изобретатели
воздушного
шара. sitekid.ru

Мечта о полете, отразившаяся в легендах и мифах самых разных цивилизаций, нашла свое практическое воплощение во Франции в 1783 году, когда братья Жозеф-Мишель и Жак-Этьенн Монгольфье (фр. Montgolfier) впервые использовали подъемную силу теплого воздуха в относительно легкой и газонепроницаемой оболочке – то есть в воздушном шаре. Полеты первых воздушных шаров вдохновили современника братьев Монгольфе, французского математика Жана Батиста Менье, на идею управляемого аппарата эллипсоидной формы, который должен был перемещаться по воздуху с помощью трех пропеллеров, вращаемых мускульной силой 80 человек. Фактически это был первый детальный проект дирижабля: в большом эллипсоиде должен был находиться баллонет, шар меньших размеров, для того чтобы, изменяя объем газа в баллонете, можно было регулировать высоту полета. Кроме того, предусматривались горизонтальные стабилизаторы, сама гондола подвешивалась на трех стропах и т.п. Менье считается «отцом дирижаблей», но воплотить в жизнь свой проект не успел, скончавшись в 1793 году от ран при осаде Майнца в чине дивизионного генерала революционной армии. Не исключено, что, если бы он выжил и создал дирижабли для армии Наполеона, история могла пойти несколько иным путем. Тем не менее развитие аэростатов легче воздуха с тех пор пошло двумя направлениями.

Шар братьев Монгольфье. parisrevolutionnaire.com
Проект дирижабля Менье. reddit.com

Развилка

Разумеется, военные не могли избежать соблазна окинуть взором с высоты поле сражения. Первая попытка имела место в 1793 при осаде французскими революционными войсками Валенсии. Но плохая погода помешала наблюдателю. Через год в битвах с австрийскими силами повезло больше: в сражениях при Мобеже, Шарльруа, Флерю, Люттихе наблюдателей поднимали на высоту 300–400 метров, и они флажками сигнализировали о маневрах противника. Еще через год во время битвы под Майнцем буря растрепала в клочья воздушный шар. Короче, в 1795 году Наполеон расформировал свои «военно-воздушные силы», поскольку не хотел зависеть от погоды.

Наблюдательный воздушный шар французов. warfarehistorynetwork.com

А вот австрийцы пошли другим путем. В 1849, при осаде Венеции, они подвешивали к аэростатам пороховые заряды и, запалив фитиль, длина которого зависела от расстояния до цели, запускали их в сторону противника. Через десять лет французы в войне с австрийцами использовали аэростат для фоторазведки, но качество снимков было так себе, хотя их делал Надар, один из пионеров фотографии.

Воздушный шар, созданный по чертежам и расчетам Д.И. Менделеева. arran.ru

В 1880 года по инициативе Менделеева был основан VII воздухоплавательный отдел Русского технического общества. Отдел финансировался военным министерством. Несмотря на большой интерес к полетам, использование аэростатов нигде в мире не было поставлено на промышленную основу. И только во время Первой мировой войны их стали широко применять, несмотря на взрывоопасность водорода, которым наполняли аэростаты. В основном для наблюдения и как средство воздушного заграждения от авиации. Отметим, что и во время Второй мировой войны аэростаты воздушного заграждения активно использовались для защиты городов от бомбежки.

Дирижабль Анри Жиффара. i.pinimg.com

Перспективы

Первый управляемый аэростат, то есть дирижабль (от фр. dirigeable – управляемый), который поднялся в небо, был создан французским изобретателем Анри Жиффаром в 1852 году. Оснащенный паровым двигателем и воздушным винтом сигаровидный баллон длиной 44 метра и диаметром 12 метров поднялся над парижским ипподромом и со скоростью 8 км/час пролетел почти 28 километров. Через три года Жиффар соорудил новый дирижабль, длиной 70 метров и с более мощной паровой машиной. В 1884 году Шарль Ренар и Артур Кребс совершили полет на французском военном дирижабле с электрическим двигателем LaFrance. Длина дирижабля составила 52 метра, объем – 1900 м³, за 23 минуты было покрыто расстояние в 8 километров при помощи двигателя мощностью 8,5 л.с. В 1901 француз Альберто Сантос-Дюмон облетел Эйфелеву башню со скоростью 20 км/час. Началась эра дирижаблей.

К этому времени определились конструктивные направления их развития: мягкие, полужесткие и жесткие. В мягких схемах корпусом является тканевая оболочка, а избыточное давление газа обеспечивает устойчивость формы. Они были самыми массовыми летательными аппаратами, но и самыми ненадежными. В полужестких имеет место килевая ферма, к которой крепились элементы дирижабля и некоторое оборудования. И, наконец, жесткая схема, в которой, как в морском судне, корпус собирался из продольных и поперечных металлических силовых элементов, обтянутых для аэродинамической формы тканью. Внутри каркаса размещались не только газовые емкости, но и служебные проходы, ведущие к агрегатам воздушного судна.

Создателем таких дирижаблей был немецкий инженер и организатор их массового производства генерал граф Фердинанд фон Цеппелин. Его первый аппарат LZ1 (Luftschiff Zeppelin) длиной 128 м, приводящийся в движение двумя двигателями Daimler мощностью 14,5 л.с., управлялся лично графом. Возможно, поэтому дирижабли жесткой схемы стали называть «цеппелинами».

Дирижабль «Граф Цеппелин». i2.wp.com

Взлет и падение

Германские власти поначалу весьма скептически относились к проектам графа, но после первых полетов мнение изменилось, и кайзер Вильгельм II даже выделил на это дело 500 тысяч марок, сумму весьма существенную. И в 1909 г. фон Цеппелин основал первую в мире воздушно-транспортную компанию Deutsche Luftschiffahrt AG, а через год четыре дирижабля совершали регулярные рейсы по Германии, и уже была создана инфраструктура с ангарами и причальными мачтами.

Неудивительно, что «сумрачный немецкий гений» во время Первой мировой войны превратил цеппелины чуть ли не в вундерваффе, чудо-оружие. Справедливости ради отметим, что впервые дирижабли были использованы итальянцами в 1911–1912 гг. во время войны с Турцией. С их помощью проводились разведывательные операции и наносились бомбовые удары. Но только немцы «поставили на конвейер» боевые дирижабли. Достаточно сказать, что за годы войны они построили почти 80 аппаратов, тогда как англичане – 10, итальянцы – семь, США – шесть, а в России использовались три дирижабля. Немецкие цеппелины развивали скорость до 90 км/ч, перемещались на 4–5 тыс. км и несли несколько тонн бомб. Несмотря на неплохую эффективность цепеллинов в качестве воздушных разведчиков и бомбардировщиков, быстрое развитие зенитной артиллерии и авиации делало эти наполненные взрывоопасным водородом гиганты весьма уязвимыми.

После войны дирижабли начали использоваться в качестве пассажирского и грузового транспорта. В промышленно развитых странах росло дирижаблестроение. В 1919 году английский дирижабль R-34 впервые перелетел Атлантику. Шпиль небоскреба Эмпайр Стейт Билдинг использовался как причальная мачта, а 102-й этаж тогда был причальной платформой для подъема на дирижабль.

Английский дирижабль R-34. c.pics.livejournal.com

Самым большим дирижаблем мирного назначения был Цеппелин LZ129 «Гинденбург». Он поднимал до 100 тонн груза, а пассажирские рейсы в Северную и Южную Америку начал в 1936 году. К маю 1937 году на его счету было уже почти 40 полетов через Атлантику. Когда «Гинденбург» прибыл в Нью-Йорк, над городом бушевала гроза, и цеппелин перелетел в сторону военной базы. Но при посадке в одном из отсеков что-то взорвалось, и дирижабль окутало огнем. Тем не менее капитану удалось его посадить и спасти 67 человек из 97 пассажиров. По одной из версий, это была диверсия, за которой якобы стоял рейхсминистр авиации Герман Геринг, не желавший тратить средства на дирижабли. Тем не менее, хотя и до этого случались не менее тяжелые катастрофы, именно гибель «Гинденбурга» стала знаковым событием, остановившим массовое применение подобных летательных аппаратов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Кочевые игры Кочевые игры

Весной в горах Киргизии становится оживленно

Отдых в России
Шерстяное овцеводство: быть или не быть Шерстяное овцеводство: быть или не быть

Что может способствовать возрождению сектора производства шерсти?

Агроинвестор
5 способов укрепить свой внутренний стержень 5 способов укрепить свой внутренний стержень

Как развивать внутреннюю опору, которая поможет справляться с трудностями

Psychologies
«Регион получает специалиста, выпускник — современную программу обучения» «Регион получает специалиста, выпускник — современную программу обучения»

Чему учат на Дальнем Востоке и как работают в макрорегионе федеральные программы

РБК
«Смерч 2»: блокбастер о девушке-метеорологе, которая бросила вызов торнадо «Смерч 2»: блокбастер о девушке-метеорологе, которая бросила вызов торнадо

«Смерч 2»: больше, чем захватывающий фильм-катастрофа

Forbes
Солнце мое: как правильно пользоваться санскрином на море и в городе? Солнце мое: как правильно пользоваться санскрином на море и в городе?

Какие важные факты об SPF важно держать в голове?

Правила жизни
История одной вещи: как кассета изменила шоу-бизнес и кинорынок, а затем ушла в прошлое История одной вещи: как кассета изменила шоу-бизнес и кинорынок, а затем ушла в прошлое

Кто и как изобрел первый компактный аналоговый информационный носитель

Правила жизни
Ярославский разлив Ярославский разлив

Бренд-директор ЯЛВЗ Роман Визе — о том, как все коктейли делать на основе водки

Bones
Туристы хотят на Трансмонгольскую железную дорогу! И вот почему это интересно Туристы хотят на Трансмонгольскую железную дорогу! И вот почему это интересно

Чем примечательна Трансмонгольская железная дорога?

ТехИнсайдер
Снижение самооценки и панические атаки: чем опасно позитивное мышление Снижение самооценки и панические атаки: чем опасно позитивное мышление

Стоит ли придерживаться позитивного мышления? Отвечает гештальт-терапевт

Psychologies
Виктор Ерофеев — про Экзюпери, Олимпиаду в Париже и русскую культуру с одышкой Виктор Ерофеев — про Экзюпери, Олимпиаду в Париже и русскую культуру с одышкой

Писатель Виктор Ерофеев — о жизни как служении

СНОБ
Желание превыше всего: 5 лучших эротических драм Желание превыше всего: 5 лучших эротических драм

Фильмы, которые изучают запретную любовь с точки зрения женщины

Psychologies
«Чёрный бор» «Чёрный бор»

«Чёрный бор» — спорный налог для Новгородского княжества, введенный Калитой

Дилетант
Эксперты выявили семь странных форм поведения, связанных с высоким IQ Эксперты выявили семь странных форм поведения, связанных с высоким IQ

Привычки и стиль жизни, которые связывают с гениальностью

ТехИнсайдер
Дофамин и его предшественник леводопа усилили деградацию бета-амилоида в префронтальной коре мышей Дофамин и его предшественник леводопа усилили деградацию бета-амилоида в префронтальной коре мышей

Дофамин и леводопа индуцируют деградацию бета-амилоида в мозге мышей

N+1
6 заблуждений из детства, которые мешают нам жить 6 заблуждений из детства, которые мешают нам жить

Почему так трудно забыть негативные уроки детства

Psychologies
Версия для печати: скоро ли 3D-принтеры соберут человека по частям Версия для печати: скоро ли 3D-принтеры соберут человека по частям

Первые пациенты с 3D-имплантатами уже живут среди нас

Forbes
Дорогие и грязные: почему в Москве-реке, Ганге и Темзе нельзя купаться Дорогие и грязные: почему в Москве-реке, Ганге и Темзе нельзя купаться

В каком состоянии находятся главные водные артерии мира?

Forbes
Инвестиции в импортозамещение: их эффект для развития российской промышленности Инвестиции в импортозамещение: их эффект для развития российской промышленности

Какие инвестиции направляются на реализацию импортозамещающих производств сейчас

ФедералПресс
Эта кукла напугала американцев! Узнайте историю игрушки «с паранормальными способностями» Эта кукла напугала американцев! Узнайте историю игрушки «с паранормальными способностями»

Почему людям страшно находиться рядом с этой куклой?

ТехИнсайдер
Сезонные работы Сезонные работы

Каким должен быть уход за кожей после лета?

Лиза
5 признаков, что ваш брак под угрозой 5 признаков, что ваш брак под угрозой

Как понять, какие перспективы у вашего союза?

Psychologies
Пора по барам Пора по барам

Региональные бары все больше интегрируются в российскую культуру путешествия

Bones
Почему у клубники семена снаружи Почему у клубники семена снаружи

То, что кажется «семенами» клубники, на самом деле её плоды

ТехИнсайдер
Почему нам нравится сериал «Эмили в Париже» и чего ожидать от выхода 4-го сезона Почему нам нравится сериал «Эмили в Париже» и чего ожидать от выхода 4-го сезона

Как «Эмили в Париже» приковывает нас к экрану?

Psychologies
Портал в прошлое Портал в прошлое

Как выглядели туристические точки больше ста лет назад – путешествие во времени

Вокруг света
Что вытворяют тарантулы во время стресса и какой вид смертельно опасен для человека: 50 шокирующих фактов о пауках Что вытворяют тарантулы во время стресса и какой вид смертельно опасен для человека: 50 шокирующих фактов о пауках

Пауки не только устрашающе выглядят, но и полны загадок

ТехИнсайдер
Все кинофильмы Питера Джексона от худшего к лучшему Все кинофильмы Питера Джексона от худшего к лучшему

В фильмографии Питера Джексона смешались хоббиты, битлы и пришельцы-людоеды

Maxim
Старость – не данность Старость – не данность

Можно ли на самом деле хотя бы замедлить старение?

Вокруг света
«Если ко мне не будут приставать, как я пойму, чего стою?»: почему женщины зависимы от (любого) мужского внимания «Если ко мне не будут приставать, как я пойму, чего стою?»: почему женщины зависимы от (любого) мужского внимания

Психолог рассказывает о культурных предписаниях, которые давно пора пересмотреть

Psychologies
Открыть в приложении