Реальности недостаточно
«Реальная история Уиннер»: докудрама о расследовании русского следа Трампа
В российский прокат выходит дебютный фильм американки Тины Саттер, в прошлом году побывавший в программе Берлинале. Известная театральная постановщица перенесла на экран свой камерный спектакль о разглашении государственной тайны: в основе «Реальной истории Уиннер» — запись допроса, воспроизведенная с документальной точностью.
9 мая 2017-го, пятью месяцами раньше Дональд Трамп занял президентское кресло. В этот день в новостях трубят о неожиданной отставке Джеймса Коми — главы ФБР, тайно расследовавшего участие российских оперативников в предвыборной кампании Трампа. 25 дней спустя двое агентов ФБР (Маршант Дэвис, Джош Хэмилтон) постучат в окно Реалити Уиннер (Сидни Суини), молодой военной переводчицы, которая вскоре получит самый большой в американской истории срок за слив СМИ секретных документов. Детальная расшифровка их последующей беседы легла в основу докудрамы Тины Саттер, уникального в своем роде упражнения в вербатиме.
Не так уж часто на экране можно видеть дословный перенос судебных документов, хотя, если задуматься, это идеальный материал для исследования не только механизмов власти, но и психологии человека, припертого к стене. Из ближайших кинематографических аналогов — недавний «Суд» Ли Сандей Эванс, основанный на стенограммах дела филиппинской иммигрантки, из-за бюрократической ошибки подлежащей депортации. Кафкианские аллюзии неслучайны для жанра, препарирующего экзистенциальное измерение вины. Саспенс в этой схеме строится не на ожидании развязки, ведь исход дела, особенно в случае громкого кейса Реалити Уиннер, заранее известен из газет. Напряжение вырастает из желания проникнуть во внутренние мотивы, причем не только подследственных, но и тех, перед кем они предстают.