Женщины, которые слишком много думают: почему мы так зацикливаемся на негативе

«Нет смысла просить повышения — я точно не справлюсь», «Кому я буду нужна после развода», «Мама звонит — что-то случилось», «У ребенка плохие оценки — я ужасная мать»: многие женщины узнают в этих высказываниях себя. Почему мы часто чрезмерно концентрируемся на негативе? Профессор психологии университета Мичигана Сьюзен Нолен-Хексема в книге «Женщины, которые слишком много думают. Как перестать зацикливаться на негативных мыслях и начать спать спокойно» перечисляет причины: тревожность из-за гендерного неравенства, высокого риска насилия, финансовой незащищенности. А еще — воспитание и привычка оценивать себя по тому, что думают другие. С разрешения издательства «Бомбора» Forbes Woman публикует отрывок.
Самоопределение женщин — основа для зацикленности
Одно из самых значительных и серьезных различий в характерах мужчин и женщин — отношение к окружающим. Женщины гораздо чаще мужчин определяют себя по своим отношениям: я — дочь Кэтрин и Джона, жена Ричарда, мать Майкла. Им также проще выстраивать более широкие и глубокие социальные отношения, узнавать людей на эмоциональном уровне и улавливать чувства других.
Широкие и глубокие эмоциональные сети обогащают нашу жизнь и обеспечивают надежную поддержку в трудную минуту. К сожалению, они же заставляют нас думать о большем количестве людей. Гарвардский социолог Рон Кесслер установил: женщины чаще мужчин эмоционально переживают травматичные события, произошедшие в жизни других. Когда друг или родственник серьезно заболевает, получает травму или переживает серьезный стресс, женщины чаще грустят и беспокоятся о них.
Более того, психолог Викки Хелгесон из университета Карнеги — Меллон установила, что женщины чаще мужчин пересекают границу между эмоциональной связью и чрезмерной эмоциональной вовлеченностью в чужую жизнь.
Самооценка и душевный комфорт слишком сильно зависят от того, что думают окружающие и как развиваются отношения. Это заставляет женщин постоянно тревожиться о значении мельчайших перемен. Стараясь сделать других счастливыми, они часто совершают неверный выбор. Мои исследования показывают: склонность к чрезмерной эмоциональной вовлеченности в чужую жизнь приводит к хронической зацикленности.

Хороший пример — высокая, стройная, очень живая физиотерапевт Дениза. Ей двадцать девять лет. Зацикленность ее началась с того, что муж проснулся в дурном настроении. Марк вообще любит поспать, а ночью спал плохо — неудивительно, что утром его все раздражало. Он на всех дулся, ни с кем не разговаривал, темные волосы торчали во все стороны, когда он пил кофе из любимой кружки. За завтраком придирался к детям, ругая их за неподобающее поведение за столом.
А Дениза — прирожденный жаворонок, лучше всего чувствует себя по утрам. Просыпается в половине шестого, пробегает 5 км по беговой дорожке, принимает душ и выходит к завтраку в прекрасном настроении. Но стоило заметить дурное настроение Марка, как она мгновенно зациклилась.
Может, вечером я его чем-то обидела? Но я ничего такого не помню. Впрочем, мне так хотелось спать, что я могла и не запомнить. А может, дети сделали что-то? Или он расстроен из-за работы? Нет, не нужно спрашивать о работе — не хочу расстроить еще сильнее. Я этого не вынесу.