Владимир Никифоров: «Нельзя ни на минуту забывать, что ботокс, хоть и разведённый в миллионы раз, всё-таки смертельно опасный яд»
Как получилось, что яд стал медицинским препаратом?
Токсин ботулизма известен очень давно. Первым весомый вклад в его изучение внёс немецкий врач и поэт-мистик Юстин Кернер. В двух своих монографиях, вышедших в свет в 1820-м и 1822 годах, он пришёл к выводу, что ботулинический яд, который он считал некоей «жирной кислотой», смертелен в малых дозах и развивается в прокисших колбасах в анаэробных условиях. Ю. Кернер справедливо считал, что яд ботулизма прерывает пере дачу двигательного сигнала в периферической и вегетативной нервных системах.
Во время Второй мировой войны Академия наук США создала научный центр Форт Детрик для исследования опасных бактерий и токсинов, которые могут быть использованы как биологическое оружие. Служивший там Эдвард Шанц сумел произвести партию чистого кристаллического токсина ботулизма, который и стал основой для будущих терапевтических препаратов. Одновременно с этим врач-офтальмолог Аллан Скотт, занимавшийся лечением косоглазия, решил попробовать расслабить глазные мышцы с помощью ботулинического токсина, который по почте (!!!) прислал ему Э. Шанц. Разведя его соответствующим образом, А. Скотт провел испытания на обезьянах. Оказалось, что токсин прекрасно исправляет косоглазие. К ноябрю 1979 г. А. Скотту удалось разработать препарат для лечения косоглазия и блефароспазма, он написал несколько статей на эту тему и даже создал собственную фирму Oculinum inc., которая стала выпускать одноимённый препарат. При этом пациенты довольно быстро заметили «побочный эффект» Окулинума – разглаживание морщинок – «гусиных лапок» – вокруг глаз. И хотя устранения морщин в списке показаний не было, всё больше врачей стали применять препарат не по прямому назначению. Но сам А. Скотт не придал этому значения и спустя всего два года после одобрения применения FDA (Food and Drug Administration США) Окулинума для нехирургической коррекции косоглазия и блефароспазма продал свои права на него корпорации Allergan, которая в то время занималась лишь выпуском контактных линз и некоторых офтальмологических препаратов. К тому времени устранение мимических морщин всё ещё не числилось в списке показаний к применению препарата, но многие врачи были готовы использовать Окулинум (с 1992 г. уже под наименованием Ботокс) не по его прямому назначению. С тех пор Ботокс стал обобщающим термином (по аналогии с Ксероксом) для описания всех препаратов на основе ботулинического токсина (БнТ).
Получается, триумфальное шествие ботокса началось почти стихийно?
Действительно, отчёты врачей с середины 1990-х годов уже описывают Ботокс как высокоэффективный препарат при гипергидрозе подмышечных впадин, ладоней и ступней. Препарат, получивший негласное название «уколов красоты», стал применяться для лифтинга лица, подтяжки груди и ягодиц, корректировки лицевой асимметрии. Однако только в апреле 2002 г. FDA официально одобрило его применение в косметологических целях – для устранения мимических морщин, а в июле 2004 г. – для лечения подмышечного гипергидроза, который не устраняется рецептурными антиперспирантами. В 2010 г. FDA одобрило инъекции Ботокса для лечения спазмированных мышц – сгибателей запястья и пальцев рук у взрослых пациентов с инсультом, черепно-мозговой травмой или прогрессирующим рассеянным склерозом, а также для предотвращения головной боли у взрослых пациентов с хронической мигренью. В России препараты БнТ широко применяются в неврологии. Ботулинотерапия