Орнитология от Гримнира* до Талеба
«Вдруг белая простыня приподнялась, и из-под нее вышла… черная курица!»
А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители», 1829
«Черный лебедь» — метафора невозможного, известная в философии с античных времен и сохранявшая актуальность до конца XVII века, когда цивилизованное человечество еще ничего не знало о фауне Австралии и считалось, что все лебеди белые. В экономике и финансах «черный лебедь» — концепция, которую предложил в своей книге американский ученый ливанского происхождения Нассим Талеб. Согласно концепции «черных лебедей», в мире иногда происходят случайные, неожиданные или трудно прогнозируемые события, которые влекут существенные и зачастую крайне негативные последствия для всей мировой экономики. В качестве примеров «черных лебедей» обычно приводят выстрел в Сараево и Первую мировую войну, распад СССР, атаку 11 сентября 2001 года, кризис 2007–2008 годов и пандемию COVID-19.
* «Старшая Эдда», «Речи Гримнира», 20:
Хугин и Мунин
над миром все время
летают без устали;
мне за Хугина страшно,
страшней за Мунина, —
вернутся ли вороны!
Гримнир — одно из обличий бога Одина.
Хугин и Мунин — вороны Одина.
Мировая экономика — невероятно сложная и комплексная система экономических субъектов, объектов, отраслей, их взаимоотношений и связей, правил, принципов, противоречий и разногласий, движения денег, знаний, информации и ресурсов, социальных, техногенных, политических и цивилизационных процессов. Существуют и постоянно множатся факторы, влияющие на мировую экономику, международную торговлю, финансы и логистику. Постоянно появляются новые возможности и уязвимости. Но по мере роста сложности и взаимосвязанности вес каждого фактора меняется, что затрудняет прогнозирование.
Трудно — не значит невозможно
При прогнозировании тенденций и рисков важно уметь выявить закономерности и взаимосвязи, помнить, что далеко не все подчиняется стандартным паттернам и моделям, что существуют эмпирические законы Мёрфи и пара десятков экономических парадоксов, эффекты и «проклятия», геополитика и банальная безответственность, человеческая глупость и жадность. Поскольку взаимосвязи существенно нелинейны, необходимо думать не только о связанности или ковариации параметров и их динамике, но и об их первой и второй производных.
Важно не забывать, что единственные законы на планете, которые невозможно обойти,— законы физики. А самый фатальный закон физики — это Второе начало термодинамики, определяющее понятие энтропии. Канадско-американский ученый и популяризатор науки Стивен Пинкер в своей книге «Просвещение продолжается» отмечает, что «Второй закон определяет конечную цель жизни, разума и человеческого стремления: привести в действие энергию и информацию, чтобы сдержать волну энтропии и создать убежища благодатного порядка; недооценка присущей тенденции к беспорядку и неспособность ценить драгоценные ниши порядка, которые мы создаем, являются основным источником человеческой глупости» и что «бедность также не нуждается в объяснении; в мире, управляемом энтропией и эволюцией, бедность является исходным состоянием человечества».
От энтропии никуда не деться, и хаос может проявиться во всем. Важно постоянно прикладывать усилия для противостояния этому хаосу. А если усилий недостаточно, то к законам термодинамики мгновенно добавятся законы Мёрфи: «Предоставленные сами себе события имеют тенденцию развиваться от плохого к худшему» и «Из всех возможных неприятностей произойдет именно та, ущерб от которой больше». Не предприняли политики или корпорации что-то в сфере безопасности, и вот уже черные перья на воде.
Рисков и угроз у мировой экономики предостаточно. Большинство из них на поверхности, это и риск мировой рецессии, и риск разрушения единой глобальной экономики, и переход на friend-shoring (направление экономической деятельности в страны, которые разделяют ценности и принципы развитого мира.— «Деньги»), никуда не девшийся гигантский мировой долг и долговая спираль из-за растущих процентных платежей, энергетические и продовольственные проблемы и вооруженные конфликты. География очевидных рисков просматривается в ежедневных публикациях СМИ. Эти риски обсуждают, они на виду, к ним можно подготовиться, и это не «черные лебеди».
А вот в поиске «черных лебедей» нам помогут черные вороны скандинавской мифологии. Это два ворона бога Одина — Хугин и Мунин. Их имена в переводе с древнеисландского означают «думающий» (Huginn) и «помнящий» (Muninn). Чтобы обнаружить неявные, неожиданные и скрытые пока угрозы, необходимо думать и помнить о закономерностях. Но сначала необходимо осмыслить, что такое экономика.
Что такое экономика
Корейский экономист и профессор Кембриджского университета Ха Джун Чхан предложил самый краткий учебник экономики, в котором всего пять высказываний: «95% экономики — это здравый смысл», «Экономика — не наука», «Экономика — это политика», «Не верьте экономисту, одно дело, когда не предвидят финансовый кризис; другое — когда после кризиса ничего не меняют», «Экономика слишком важна, чтобы оставлять ее на усмотрение экспертов».