«Веселый Роджер» по-русски
Антология отечественного пиратства много лет находится в тени ярких приключений «джентльменов удачи» из Западной Европы. Однако в русской истории хватает примеров, когда разбойники под парусом превращались в национальных героев.
Самыми ранними пиратами русской истории можно смело считать легендарного Рюрика и его братьев. Редкий торговый корабль, по встречавший на своём пути драккар скандинавских разбойников, мог рассчитывать на спасение. Позднее традиции лихих походов по морям и рекам «за зипунами» прочно закрепились среди жителей русских княжеств.
«Новгородская Тортуга»
Противоречивую славу приобрели пираты Новгородской республики, которых именовали ушкуйниками. В родном городе они слыли бесстрашными героями, а в других землях — безжалостными злодеями. Но, в отличие от европейских корсаров, ушкуйники орудовали не только на море, но и на реках — Волге, Оке, Каме.
Ушкуйники — это вольные люди, которых нанимали в качестве вооружённой дружины новгородские купцы и бояре для сопровождения торговых караванов. А заодно и для разбоя. Плавали эти дружины на специальных судах, называемых ушкуями. Отсюда и произошло название новгородских «джентльменов удачи».
Сведения о первых подвигах ушкуйников относятся ко времени правления киевского князя Ярослава Мудрого (XI век), однако настоящий расцвет их деятельности пришёлся на XIV век. В это время вся остальная Русь находилась под властью Орды. Лишь новгородская земля сохранила свою относительную независимость. В родном городе «лихие молодцы» чувствовали себя в полной безопасности. И при попустительстве (а иногда и при содействии) новгородских властей совершали свои ежегодные рейды за добычей.
Конец пиратской вольнице пришёл с включением Новгорода в состав Московского княжества (1478). Последний оплот ушкуйников — город Вятка, «Тортуга северной Руси», пал в 1489 году. В тот год московский князь Иван III двинул на Вятку 64-тысячное войско под началом воевод Даниила Щени и Григория Морозова. Вятичи были вынуждены капитулировать. Большая часть жителей была переселена в московские земли, а самые лихие разбойники отправились на плаху.
Корсар Ивана Грозного
Следующая страница в истории отечественного морского разбоя была открыта в царствование Ивана Грозного. Начатая царём Ливонская война (1558–1583) первые годы шла успешно. Русские войска захватили Нарву, которая и стала торговыми воротами Московского царства на Балтике.
Торговля с европейскими странами развивалась вполне успешно, но вскоре в Ливонскую войну вступили Швеция и Польша, которые с помощью своих флотов и каперов стали перехватывать торговые суда, идущие в Россию.
Необходимо было отплатить шведам и полякам той же монетой. Но как? Ведь Россия не обладала собственным военным флотом. Тогда русские власти решили обратиться за помощью к иностранным «специалистам». Таким «спецом» по пиратству для Ивана Грозного стал датчанин Карстен Роде.
Свою карьеру Роде начинал как купец: он был капитаном собственного судна, вёл торговлю с германскими городами. Позже стал капером на службе у датского короля Фредерика II, вёл корсарские действия против шведских купцов. К нему-то и обратились русские посланники с заманчивым предложением: поразбойничать теперь в пользу Московского государства. Роде ответил согласием.
Степан Разин – каспийский пират?
В 1583 году Ливонская война была проиграна. Россия более чем на сто лет лишилась выхода к Балтийскому морю. Но лихие люди не унывали. Возможности для пиратства открылись на юге. Там на Дону сложился новый очаг полуразбойничьей вольницы. Регулярные набеги на своих быстрых стругах на всё, что плохо охраняется, казаки начали ещё в XVI веке.