«Мы уже смотримся в “Черное зеркало”». Дискуссия «Сноба» об искусственном интеллекте
Бренд «Онегин» и «Сноб» открыли новую дискуссионную платформу «Timeless: вперед в будущее» в Новом пространстве Театра наций. Здесь проходит цикл бесед о созидании, эволюции общественной мысли и революционных идеях. Во время первой встречи мы поговорили о том, как технический прогресс может изменить общество, может ли искусственный интеллект выйти из-под контроля и как за нами будут следить в скором времени. Публикуем выдержки из дискуссии
Егор Летов был голосом поколения Х в России, а спустя 8 лет после его смерти появился проект «Нейронная оборона»: созданный разработчиками «Яндекса» алгоритм после анализа текстов Летова «написал» новые стихи в стиле музыканта. Те, кто не помнит песен «Гражданской обороны» наизусть, может запутаться. Это была одна из первых попыток заставить компьютер имитировать творческую деятельность, и она выглядела наивно, но нейросети буквально каждый день становятся «умнее». Сможет ли когда-нибудь нейросеть, обученная на произведениях Пушкина, создать новую «энциклопедию русской жизни» — «Евгения Онегина 2.0»? Станет ли творчество машин вневременной классикой?
Рэй Курцвейл, известный футуролог и технический директор Google, в своем прогнозе на ближайшие 80 лет говорит о том, что к 2045 году земля превратится в один гигантский компьютер. Эти прогнозы вселяют как надежду, так и страхи. «Сноб» пригласил экспертов, которые рассказали, по каким сценариям может развиваться общество в эпоху господствующего искусственного интеллекта.
Участники дискуссии:
Лилия Земнухова, социолог, научный сотрудник Социологического института РАН и Центра исследований науки и технологий Европейского университета в Санкт-Петербурге;
Павел Лукша, профессор практики Московской школы управления СКОЛКОВО, основатель инициативы Global Education Futures, соавтор проекта «Атлас новых профессий»;
Артур Хачуян, генеральный директор SocialDataHub, сервиса социальной медиааналитики и сбора открытых данных;
Павел Макеев, программный директор проекта «Сноб».
Перед началом дискуссии «Сноб» провел небольшой опрос — слушатели участвовали в нем с помощью системы электронного голосования.
На вопрос «Сможет ли робот испытывать чувства?» 47% опрошенных ответили положительно, 53% — отрицательно.
В том, что робот может создать оригинальное произведение искусства, уверены 77% гостей, а 23% не верят в это.
Наконец, ответы на вопрос «Сможет ли робот заменить человека на работе в обозримом будущем?» распределились так: 85% — «да», 15% — «нет».
Мы решили задать гостям те же вопросы и после окончания дискуссии, чтобы выяснить, повлияют ли на их мнение презентации наших экспертов.
Когда нас заменят роботы
Павел Лукша: В 2017 году в Китае произошел скандал: некий поэт Сяо Се выпустил 4 книги стихов, а потом оказалось, что их «написал» искусственный интеллект.
Артур Хачуян: В современном искусстве множество примеров творчества роботов и нейросетей. Но может ли произведение считаться оригинальным, если нейросеть обучена на выборке из литературы определенного автора? Многие считают, что нет. С другой стороны, современные писатели тоже выросли на классике.
Павел Макеев: В Google стремительно набирает популярность запрос «В каких профессиях роботы заменят людей». Притом, когда ВЦИОМ опросил 2300 человек в России, волнует ли их тема роботизации, выяснилось, что 73% опрошенных совершенно не волнует, 18% думали об этом чаще одного раза, 7% участников опроса однажды посещала эта мысль.
Лилия Земнухова: В Германии, Великобритании и Финляндии совсем другое распределение ответов в подобном опросе. Там, где активно идет роботизация судебной системы или медицины, гораздо больше людей, которые не просто об этом задумываются, но и представляют, заменят ли их роботы на рабочем месте в ближайшее время.
Павел Лукша: Мне этот опрос напоминает ситуацию с Брекзитом: когда в Великобритании проводили опрос «Хотите ли вы, чтобы наша страна вышла из Евросоюза», многие решили попуглить, что такое Евросоюз.
Лилия Земнухова: Как сказал писатель-фантаст Уильям Гибсон, будущее уже наступило, но оно очень неравномерно распределено. Я слежу за тем, как технологическое развитие влияет на человечество и как общество контекстуализирует развитие технологий. За всеми новшествами стоит представление разработчика о том, как внедренная им технология будет развиваться в обществе. В ряде институций вроде ЦЕРН существуют комиссии по социально-культурным и этическим вопросам, и они сопровождают проекты, которые могут в дальнейшем поменять ценности общества, его структуру и этические установки. Исследователи Центра STS, в котором я работаю, стараются задавать больше вопросов и делать критические замечания, которые касаются вышеперечисленных аспектов общественной жизни. Нас интересует дискурс, который складывается вокруг внедрения искусственного интеллекта. Один из каналов распространения информации о том, каким может быть технологическое будущее и что может произойти с обществом, когда оно наступит — это, как ни странно, научная фантастика. Когда исследователи при оценке той или иной ситуации понимают, что ее описывал давным-давно писатель-фантаст, они не сильно удивляются — скорее, удивление вызывает тот факт, что людям удалось реализовать технологический проект, который эту ситуацию создал.