Кулинарные шоу: увлекательные поглотители времени или полезные помощники?

PsychologiesПсихология

Зачем мы смотрим кулинарные шоу: 2 психологические причины

Кулинарные шоу и фуд-блоги смотрят миллионы зрителей во всем мире. Что это: увлекательные поглотители времени или полезные помощники? Разберемся вместе с экспертами.

Марина Смагина

1400x787_0xqn4HzEX0_0260514456488012616.jpg
Кадр из фильма «Джулия» (2022 год), фото: «Кинопоиск»

«Я заранее готовлюсь к выходным: припасаю любимые орешки, напитки, расставляю их на столике рядом с диваном, — рассказывает 47-летняя Галина. — Около полудня начинается кулинарное шоу „На ножах“, показ длится до позднего вечера. Я уже посмотрела восемь сезонов и точно знаю, что отвлекаться можно только во время рекламных пауз. Иначе пропущу что-нибудь захватывающее: как поссорились повара на кухне или шеф выбросил не понравившиеся ему блюда прямо на глазах у их создателей. Я переживаю за неудачников, плачу вместе с героями, а потом обсуждаю с подругой новый выпуск».

34-летняя Анна тоже любит кулинарные шоу. Она подписана на канал своего любимого фуд-блогера: «У меня трое детей и муж, каждый день я готовлю на всю семью и часами стою у плиты на кухне. Намного приятнее делать это в компании симпатичного мужчины! Я включаю фуд-шоу, и мы вместе уже не просто готовим привычный борщ, а „создаем авторское блюдо по трендовому рецепту“. Мои знакомые знают, я всегда могу рассказать, что сейчас популярно, а какие рецепты уже в прошлом».

Почему мы любим фуд-шоу

Всех поклонников кулинарных шоу можно разделить на две большие категории. В первую войдут те, кто настроен на получение эмоций, с нетерпением ждет развития сюжета и новых выпусков. Для таких зрителей практические рекомендации вторичны. Зрители из второй категории, наоборот, обращают внимание на рецептуру и нюансы приготовления блюд и сразу применяют знания на практике.

Интересно, что среди практиков становится все больше миллениалов (родившихся с 1981 по 1996 год) и зумеров (с 1997 по 2012 год)

По данным исследовательской компании Hartman Group, около 50% представителей этих поколений все реже выбирают фастфуд и стремятся готовить самостоятельно. Они тратят на это около 37 минут в день. Причем сформировался этот тренд в семье: 97% семей с детьми считают домашнее питание важным, а 75% из них — очень важным.

Почему нам нравится наблюдать за тем, как готовят другие?

1. Коллективное бессознательное

«Разгадка популярности кулинарных шоу и фуд-блогов лежит в области нашего коллективного бессознательного, — считает социальный психолог Михаил Кузьмин. — В древности наши предки внимательно смотрели, что едят близкие. Этот адаптивный механизм помог им различать полезные и ядовитые корешки, научиться выбирать. Благодаря этому они выжили и оставили потомство. Поэтому большая часть нашего бессознательного связана с пищей, которая раньше была прямым синонимом выживания».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении