Зачем миллиардер из Австралии мечтает провести 20 000 км кабелей по всей Земле
В синих джинсах и черных ботинках R.M. Williams, с характерной неопрятной бородой и собранными в хвост волосами, Майк Кэннон-Брукс скорее напоминает австралийского фермера, который выращивает пшеницу, чем миллиардера из IT, который за последние 24 часа дал 28 интервью. За день информационная волна сделала его самым обсуждаемым человеком в Австралии, что позволила ему еще громче озвучить свою позицию: он не отступит от своей борьбы и заставит AGL, крупнейшую энергетическую компанию Австралии и один из наиболее заметных источников загрязнения атмосферы углеродом, быстрее отказаться от использования угля.
Вместе с Brookfield Asset Management один из генеральных директоров и соучредитель крупнейшей компании-разработчика программного обеспечения Atlassian Майк Кэннон-Брукс дважды безуспешно пытался купить AGL почти за $6 млрд, планируя закрыть электростанции компании на 15 лет раньше запланированного срока и вынудить руководство активнее осваивать возобновляемые источники энергии. Попутно он публично опозорил глав компании и нацелился на правительство, выступающее за использование угля: он осудил стратегию совета директоров AGL, назвав ее «сказками и ложью».
На прошлой неделе Кэннон-Брукс предпринял последнюю попытку и повысил ставки. Он объявил в Twitter, что приобрел 11% акций AGL стоимостью $450 млн, что сделало его крупнейшим акционером. Кэннон-Брукс заявил, что призовет других акционеров не дать компании развивать дополнительное производство на своих угольных электростанциях, что, по сути, гарантирует для них возможность продолжать работать еще два десятилетия. Общаясь с журналистом Forbes в сиднейском казино, Кэннон-Брукс объясняет, что его мотивируют две вещи: он хочет повлиять на мир и попутно заработать. «Мы пытаемся привнести изменения, — говорит он. — Но речь не столько об изменениях климата, сколько о том, чтобы пошатнуть часть австралийского корпоративного истеблишмента, взгляды которого, скажем прямо, сильно устарели».
Как миллиардер, которого заботит экология, Кэннон-Брукс присоединяется к клубу, в который уже входят Билл Гейтс и Джефф Безос, вложившие миллиарды долларов в компании и некоммерческие организации, занимающиеся решением проблемы изменения климата, а также крупные инвесторы, такие как Ларри Финк из BlackRock, который советовал транснациональным корпорациям внести изменения в соответствии с Парижским соглашением по климату, например, начать поэтапно отказываться от угля. На прошлой неделе венчурный капиталист Джон Дорр объявил, что пожертвует $1,1 млрд Стэнфордскому университету на открытие школы, названной в его честь, где будут изучаться изменения климата.
Но прямолинейный подход Кэннон-Брукса к активистскому инвестированию — попытка купить компанию с крупнейшими выбросами в стране и ускорить закрытие ее угольных электростанций — создал новые правила для борьбы с изменениями климата и поставила вопрос: могут ли миллиардеры, особенно в Америке, делать больше?
Майкл Блумберг, медиа-магнат, бывший кандидат в президенты США и мэр Нью-Йорка, который в 2019 году пообещал выделить $500 млн на ликвидацию угольных электростанций, считает, что правительству, меценатам и частному сектору нужно объединиться в борьбе с углем, тогда как Кэннон-Брукс «помогает прокладывать путь». Он «заслуживает уважения за свою готовность делать больше, быстрее в Австралии, — рассказал Блумберг Forbes в официальном заявлении. — Отказ от угля — это самое важное, что мы можем сделать для борьбы с изменениями климата».
Консервативные политики, государственные лидеры и эксперты пренебрежительно называют Кэннон-Брукса «эксцентриком» («неуемный позер», — как написал один журналист), но его кампания, независимо от ее успеха, укрепила репутацию активиста как борца за экологию и сделала Австралию одной из стран с крупнейшими в мире углеродными выбросами.