Поколение-«сэндвич» в эпоху турбулентности: уроки выживания от Скарлетт О’Хара
Кризисы — тяжелое время для всех, но особенно сложно приходится так называемому поколению-«сэндвич». Людям, которые находятся между двумя другими поколениями — младшим и старшим. Как можно помочь себе и чему нам стоит поучиться у героини «Унесенных ветром»?
Война миров
Легендарное древнее проклятие «чтоб ты жил в эпоху перемен!» статистически сбывается, кажется, примерно раз в десятилетие, а уж к началу XXI века событийная повестка так уплотнилась, что породила новый термин, описывающий реальность, в которой единственной стабильностью является нестабильность: VUCA-мир.
VUCA — аббревиатура, которая расшифровывается так:
- volatility (нестабильность),
- uncertainty (неопределенность),
- complexity (сложность) и
- ambiguity (неоднозначность).
Но не успели социологи и психологи адаптировать эту модель к практике, как подоспела новая, еще более актуальная: BANI-мир.
Этот акроним соединил, соответственно:
- brittle (хрупкость),
- anxious (беспокойство),
- nonlinear (нелинейность),
- incomprehensible (непостижимость).
Предложивший эту модель футуролог Жаме Касио противопоставил ее доброму старому стандарту канувшего в прошлое SPOD-мира, стоявшего на устойчивости, предсказуемости, простоте и определенности
Того мира больше нет, и человечеству приходится балансировать на стыке сразу множества кризисов и стрессовых факторов, будь то геополитика, экология, экономические потрясения, информационные войны, технологические прорывы, ревизия прошлого, социальные лавинообразные изменения…
Тяжелее всего в этих реалиях приходится так называемому поколению-«сэндвич», представляющему собой статистически, демографически и позиционно «золотую середину». То есть стержневую, опорную активную часть общества, взрослую прослойку, обрамленную поколениями «детей» и «родителей». На него неизменно приходятся основные удары, и именно это поколение вынужденно отвечать на вызовы времени.
История, в избытке поставлявшая нам примеры таких эпох, неумолимо развивается по спирали, и в наше время турбулентность проживается, пожалуй, как никогда сложно. К стандартным приметам вроде тревожности, нестабильности, краха привычных систем, отмены договоренностей, хаотичных деструктивных новых вводных и сокращения горизонта планирования в буквальном смысле до «дня сегодняшнего» добавились особенности остроактуальные — связанные с технологическими процессами и социальными реалиями.