Хонингование: что это, процесс и оборудование
В разговорах автомобилистов нередко звучит термин «хонингование». Под этой общей «шапкой» скрыт многогранный и имеющий массу нюансов технологический процесс. Попробуем ознакомиться с ним подробнее
Качественно выполненное хонингование — залог активного долголетия современных ДВС. Их ресурс, отдача, расход топлива и масла напрямую связаны с этой процедурой.
Что такое хонингование
Хонингование (от англ. hone — точить) — технология абразивной обработки конических и цилиндрических деталей с помощью особых насадок, хонов, обеспечивающая необходимую степень шероховатости поверхностей и максимальную точность их геометрических параметров.
Как правило, хонингуются полости тех или иных компонентов конструкции, но проводится и наружная обработка габаритных деталей, для чего требуются специализированные или модифицированные шлифовальные и горизонтально-расточные станки. Технология применима как к изделиям из черных (сталь, чугун), так и цветных (алюминиевые, магниевые, цинковые сплавы, бронза, латунь) металлов.
Собственно, в ДВС автомобилей хонингуют прежде всего цилиндры, их гильзы, но также постели коленчатого вала, отверстия в нижней головке шатуна, втулки его верхней головки, а также коромысел привода клапанного механизма.
Для чего нужно хонингование
1. Точность обработки хоном рабочей поверхности цилиндров ДВС существенно выше, чем при использовании обычного расточного и шлифовального инструмента. У этого факта множество следствий:
- Значительно сокращается период обкатки ДВС, особенно при установке специальных компрессионных колец, которые максимально быстро и точно прирабатываются к стенкам цилиндров. В выигрыше ресурс двигателя.
- Достигается оптимальная компрессия в цилиндрах, и как следствие ДВС работает с максимальной отдачей, повышается экономичность, уменьшается расход масла на угар.
- Сокращается прорыв газов в картер ДВС, что позволяет моторному маслу дольше сохранять свои свойства.
- Максимально устраняется эффект конусности и эллипсности цилиндров у ДВС, требующих капитального ремонта. Это увеличивает ресурс двигателя и позволяет получить вышеперечисленные положительные эффекты.
2. Хонингование придает рабочей поверхности цилиндров микропрофиль, в углублениях которого задерживаются частицы моторного масла. Это свойство особенно ценно для высокооборотных ДВС, у которых вследствие больших скоростей движения поршней масляный туман, поднимающийся из картера, не успевает должным образом осаждаться на стенках цилиндров. В этой ситуации созданный хонингованием «аккумулятор масла» помогает предотвратить ускоренный износ деталей цилиндропоршневой группы из-за трения на сухую.
Когда выполняется хонингование
Большинство ДВС современных автомобилей проходят хонингование еще на заводе-изготовителе для получения в цилиндрах эффекта «аккумулятора масла», а повторно — при капитальном ремонте, когда хонингование в большинстве случаев следует за классической расточкой блока, которая выполняется на других станках.