Хонингование — залог активного долголетия современных ДВС

РБКАвто

Хонингование: что это, процесс и оборудование

В разговорах автомобилистов нередко звучит термин «хонингование». Под этой общей «шапкой» скрыт многогранный и имеющий массу нюансов технологический процесс. Попробуем ознакомиться с ним подробнее

Михаил Овсянников

756539871318698.jpg
Фото: motormission.com

Качественно выполненное хонингование — залог активного долголетия современных ДВС. Их ресурс, отдача, расход топлива и масла напрямую связаны с этой процедурой.

Что такое хонингование

Хонингование (от англ. hone — точить) — технология абразивной обработки конических и цилиндрических деталей с помощью особых насадок, хонов, обеспечивающая необходимую степень шероховатости поверхностей и максимальную точность их геометрических параметров.

Как правило, хонингуются полости тех или иных компонентов конструкции, но проводится и наружная обработка габаритных деталей, для чего требуются специализированные или модифицированные шлифовальные и горизонтально-расточные станки. Технология применима как к изделиям из черных (сталь, чугун), так и цветных (алюминиевые, магниевые, цинковые сплавы, бронза, латунь) металлов.

Собственно, в ДВС автомобилей хонингуют прежде всего цилиндры, их гильзы, но также постели коленчатого вала, отверстия в нижней головке шатуна, втулки его верхней головки, а также коромысел привода клапанного механизма.

756539874721535.jpg
Процесс хонингования на профессиональном оборудовании. motormission.com

Для чего нужно хонингование

1. Точность обработки хоном рабочей поверхности цилиндров ДВС существенно выше, чем при использовании обычного расточного и шлифовального инструмента. У этого факта множество следствий:

  • Значительно сокращается период обкатки ДВС, особенно при установке специальных компрессионных колец, которые максимально быстро и точно прирабатываются к стенкам цилиндров. В выигрыше ресурс двигателя.
  • Достигается оптимальная компрессия в цилиндрах, и как следствие ДВС работает с максимальной отдачей, повышается экономичность, уменьшается расход масла на угар.
  • Сокращается прорыв газов в картер ДВС, что позволяет моторному маслу дольше сохранять свои свойства.
  • Максимально устраняется эффект конусности и эллипсности цилиндров у ДВС, требующих капитального ремонта. Это увеличивает ресурс двигателя и позволяет получить вышеперечисленные положительные эффекты.
756539876697494.jpg
Хон с абразивными брусками для профессионального оборудования. made-in-china.com

2. Хонингование придает рабочей поверхности цилиндров микропрофиль, в углублениях которого задерживаются частицы моторного масла. Это свойство особенно ценно для высокооборотных ДВС, у которых вследствие больших скоростей движения поршней масляный туман, поднимающийся из картера, не успевает должным образом осаждаться на стенках цилиндров. В этой ситуации созданный хонингованием «аккумулятор масла» помогает предотвратить ускоренный износ деталей цилиндропоршневой группы из-за трения на сухую.

Когда выполняется хонингование

Большинство ДВС современных автомобилей проходят хонингование еще на заводе-изготовителе для получения в цилиндрах эффекта «аккумулятора масла», а повторно — при капитальном ремонте, когда хонингование в большинстве случаев следует за классической расточкой блока, которая выполняется на других станках.

756539878386614.jpg
Хонинговальная сетка на стенках цилиндров. hotrodenginetech.com

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении