За Родину, за пригоршню!
Василий Степанов о «Красном призраке», в котором Великая Отечественная разыгрывается по законам вестерна
В прокате «Красный призрак» Андрея Богатырева, партизанский экшен, в котором советская военная драма встречается со спагетти-вестерном и кино Тарантино, а все вместе складывается в неожиданно живой фильм о войне.
Зима 1941-го, по лесу бредет стайка измученных красноармейцев, вырвавшихся из «котла». Их командир (Олег Васильков) — при смерти и на носилках, но держится молодцом, травит анекдоты про американца, француза и русского, которых фашисты привели расстреливать. Рядом идут санитарка, строгий лейтенантик, сержант-одессит и почти окоченевший рядовой в исполнении Юрия Борисова. Возглавляет шествие местный партизан (Владимир Гостюхин), который чуть что крестится и стреляет как Вильгельм Телль. Им бы — за линию фронта, к своим, оборонять Москву, но уж очень свирепствуют немцы, которые лихорадочно пытаются избавиться от легендарного снайпера по прозвищу Красный призрак, действующего в районе населенного пункта Медынь. Герой-одиночка уничтожил больше 60 солдат вермахта и останавливаться не намерен. Взять стрелка должен вальяжный каратель по фамилии Браун (Вольфганг Черни), который ценит Вагнера и мощь русского духа, а потому мечтает поскорее попариться в бане по-черному. Именно на хуторе с баней и встречаются все действующие лица этой истории.
Баня — место для отечественного кино знаковое, именно на этой территории рождаются народные хиты: от «Иронии судьбы» до «Особенностей национальной охоты» и фильмов Алексея Балабанова. Но в «Красном призраке» не сразу распознаешь эту амбицию — замах на всенародную любовь. Фильм, события которого разворачиваются в контексте Великой Отечественной войны, начинается с логотипа Российского военно-исторического общества. Такова неизбежность: любое кино на историческую тему с государственной поддержкой обязано проходить проверку на возможную «фальсификацию истории».