Фокус на джунов: почему в компаниях растет спрос на молодых специалистов
На фоне кадрового голода российский бизнес стал чаще нанимать вчерашних выпускников. Но привлечь молодых специалистов становится все труднее — они чувствуют свою востребованность и предъявляют высокие требования к работодателям
Среди российских компаний растет спрос на молодых специалистов. В первом полугодии 2023-го число вакансий для кандидатов без опыта работы на платформе «Авито Работа» выросло в два раза по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. Рост спроса на так называемых джунов отмечают и в HeadHunter.
По наблюдениям руководителя молодежного направления в компании Ирины Святицкой, к июню 2023 года число вакансий для специалистов без опыта выросло на 106% к июню 2022-го. Для сравнения, количество предложений для опытных кандидатов увеличилось за тот же период на 46%.
Forbes поговорил с HR-специалистами и предпринимателями и выяснил, с чем связан интерес бизнеса к молодым специалистам и с какими сложностями сталкиваются компании, нанимая джунов.
Последствия 90-х
Наем студентов и выпускников — это не новый тренд. По наблюдениям партнера компании по подбору руководителей высшего звена Kontakt InterSearch Russia Анастасии Стасевой, российский бизнес берет на работу молодых специалистов без опыта последние десять лет. Основательница рекрутингового сервиса JungleJobs Евгения Дворская считает, что тенденции не меньше пяти лет. Она чувствуется во многих отраслях, включая IT. Этому сектору традиционно не хватает кадров из-за активного развития сферы, поясняет эксперт. По этой причине крупные технологические компании, например, «Яндекс», «Сбертех» и Avito, давно привлекают перспективных студентов сразу после выпуска из вузов.
Однако в последние два года спрос на джунов заметно возрос. Сейчас они востребованы практически во всех сферах, говорит директор по развитию «Авито Работа» Дмитрий Пучков. По наблюдениям HR-директора онлайн-гипермаркета «ВсеИнструменты.ру» Алеси Ракитиной, выпускников активно нанимают, например, в логистике, маркетинге и финансах.
Возросший спрос связан с демографической ямой 90-х, утверждают собеседники Forbes. В 1990-е на фоне нестабильной экономической ситуации рождаемость упала, поэтому сейчас на рынке мало специалистов в возрасте 23-30 лет, объясняет Дворская. Об этом говорит и эксперт образовательной платформы «Актион Студенты» Николай Чудаков. «На рынке мало 30-летних», — констатирует он. Это побуждает работодателей рассматривать более молодых специалистов, вплоть до тех, кому еще не исполнилось 18 лет, говорит Святицкая из HeadHunter.