Александр Цыпкин и Татьяна Соловьева — о том, почему читать стало так сложно

СНОБКультура

Большой разговор о современной литературе с Александром Цыпкиным и Татьяной Соловьевой

Накануне Фестиваля новой прозы «БеспринцЫпные чтения» «Сноб» поговорил с писателем Александром Цыпкиным и главным редактором издательства «Альпина.Проза» Татьяной Соловьевой о том, зачем нужны литературные журналы и премии, где сегодня публиковаться молодому писателю и почему читать стало так сложно

Беседовал Егор Спесивцев

opener.jpg
Александр Цыпкин и Татьяна Соловьева. Фото: Дмитрий Смирнов

Молодые писатели сегодня могут публиковаться сразу на многих площадках — в социальных сетях, толстых литературных журналах или на сетевых порталах. 30 лет назад все это было устроено совсем иначе. Проще ли сегодня дебютировать в литературе?

Цыпкин: Мне кажется, да. Исчезли шлагбаумы — люди, которые решали, имеешь ты право публиковаться или нет. Иногда человек вообще не собирается становиться писателем. Как я, к примеру. Я писал рассказы исключительно с целью раскрасить свою цифровую душу, наш аккаунт же — это по сути бессмертная душа. В какой-то момент текстов набралось слишком много, они разрозненно лежали по сети, и у меня появилась задача — собрать их в одном сборнике, просто для удобства. Проблема сетевых текстов в том, что о них очень быстро забывают. Мы регулярно создаем тонны качественного контента, живущего один день. Я человек алчный и посчитал, что мой великий — тут я никогда не сомневался, лет с пяти — текст обязательно должен прожить дольше. Оказалось, что его можно очень удачно выпустить и продать больше чем один раз. Как рассказ, как сценарий, как спектакль. В общем, издательство весь этот набор не очень юного литератора и издало. И с каким-то смешным тиражом книга стала бестселлером. Так я понял, что с книгами все грустно.

7.jpg
Александр Цыпкин. Фото: Дмитрий Смирнов

Книжная индустрия в России так плохо развита?

Цыпкин: Я бы сказал, что очень слабо. У нас нет качественных промоутеров книг, весь маркетинг надо брать на себя. У издательств нет финансовой модели, которая позволила бы вкладывать большие деньги в продвижение автора. Они выбирают 20 авторов, из которых 18 проваливаются, а два выстреливают. Я ни разу не видел, чтобы в маркетинг книжки издательство вложило столько, сколько вкладывают в маркетинг сериала или платформы. В то же время условный онлайн-кинотеатр делает сериал за 100 миллионов — и 40 из них вкладывает в продвижение. А если фильм большой, то и 150, и 200.

Соловьева: Это несопоставимые бюджеты. Выпустить тираж книги стоит в среднем 500 тысяч рублей. Поэтому на маркетинг будет потрачено пропорционально столько же, но по сути намного меньше — всего 200 тысяч рублей. 200 тысяч рублей и 40 миллионов — это очень разные возможности. А издавать книжку и вложить в нее 40 миллионов — абсурдно, она никогда не отобьется. Но надо понимать, что мы здесь не обращаем внимания на собственно литературу. Мы в рамках этого разговора подменяем литературу контентом, для которого работает логика «раскрутили — стало популярным».

Цыпкин: Я с тобой поспорю. Моих книг в итоге продано, думаю, миллионов на 250, совокупный тираж — 500 тысяч, от 400 до 2000 рублей. Могли бы часть этих денег и в маркетинг вложить. Насчет остального соглашусь, сегодня литература — это и есть один из видов массового контента. Книга взлетает либо потому, что это гениальная книга — что случается довольно редко, — либо потому, что в нее вложили много денег или усилий, как в любой другой медиапродукт. Но таких примеров мало. Поэтому реально большие тиражи лишь у десятков авторов, не более. Все чаще писатели становятся сценаристами, и это легко понять — человеку предлагают за эпизод сериала столько, сколько он зарабатывает на книжке за год.

1.jpg
Татьяна Соловьева. Фото: Дмитрий Смирнов

А остались ли авторы, которые к своим текстам относятся по-старому? Для кого писательство не просто способ заработка?

Соловьева: Конечно, наше издательство работает как раз с такими людьми. Безусловно, круто, когда книга выходит и печатается большим тиражом, но тираж — это не все. Есть книги, которые настолько сложно устроены, что у них никогда не будет тиража в 100 тысяч экземпляров. Не потому, что они плохие — просто они не для всех. Есть очень много актуальных, артхаусных текстов, которые много значат для современной культуры, обсуждаются на тематических конференциях и в своей нише становятся культовыми, а тиражи их при этом не выходят за отметку в 5 тысяч экземпляров. Это просто более эксклюзивная литература, которая и не должна быть популярной.

Если это сложная литература, как вы выбираете, кого публиковать?

Соловьева: Я беру только те книги, в которых уверена. Мне важно понимать ее перспективы и аудиторию и уже с этими установками пытаться сделать максимум со своей стороны, подать товар как можно привлекательнее для тех, кому он действительно интересен. Есть, например, кейс Екатерины Манойло с романом «Отец смотрит на Запад», который получил первую премию «Лицей» в прошлом году. Книга вышла в прошлом ноябре, и с тех пор тираж поднялся до 30 тысяч. Для дебютной книги это очень много. При этом автор закрепился — читатели уже ждут нового материала, то есть с первого раза сформировался спрос на писателя, а так бывает редко. Это заслуга и автора, и издателя, и случая, на самом деле. Куда чаще книга, например, просто не идет, даже если в аудиторию попали.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

10 признаков высокого интеллекта в обычной жизни 10 признаков высокого интеллекта в обычной жизни

Умного видно, даже если он не рассуждает о теории вероятности

Maxim
«ПСЖ»: самый несчастный клуб на планете — один из самых богатых. Как деньги убивают амбициозный проект «ПСЖ»: самый несчастный клуб на планете — один из самых богатых. Как деньги убивают амбициозный проект

Что не так с «ПСЖ»

Maxim
Мама перепутает! 10 двойников звезд, которых не отличишь от оригинала Мама перепутает! 10 двойников звезд, которых не отличишь от оригинала

Некоторые охотно пользуются сходством со звездой

VOICE
Новая экспедиция «Пангеи» Новая экспедиция «Пангеи»

Майк Хорн отправился в очередную кругосветку, чтобы оценить изменение климата

Y Magazine
«Хаббл» увидел неравномерную потерю атмосферы горячим нептуном «Хаббл» увидел неравномерную потерю атмосферы горячим нептуном

Переменность потери нейтрального водорода атмосферой горячего нептуна

N+1
Пианист Дмитрий Шишкин — о Челябинске и экспериментах с электроникой Пианист Дмитрий Шишкин — о Челябинске и экспериментах с электроникой

О феномене челябинской академической сцены и отношении к конкурсам

РБК
Крах города машин. 10 лет назад Детройт объявил о банкротстве Крах города машин. 10 лет назад Детройт объявил о банкротстве

Банкротству Детройта в США исполнилось 10 лет

РБК
Сила притяжения Сила притяжения

Быть желанной хочет каждая женщина. Но что такое «соблазнительность»?

Лиза
Оазис в океане Оазис в океане

В чем причина успеха Benetti Oasis 34M?

Y Magazine
У микобактерии лепры нашли новый антиген в клеточной стенке У микобактерии лепры нашли новый антиген в клеточной стенке

Ученые обнаружили в клеточной стенке микобактерии лепры фенольный гликолипид-II

N+1
Сверчки спели хором Сверчки спели хором

Полевые сверчки изменяют свое ухаживающее поведение в присутствии конкурентов

N+1
Тонкий вопрос: почему медики и ученые сомневаются в объективности индекса массы тела Тонкий вопрос: почему медики и ученые сомневаются в объективности индекса массы тела

Из рабочего инструмента оценки здоровья ИМТ превратился в орудие фэтшейминга

Forbes
Настоящая женщина: как вредят стереотипы — интервью психолога Настоящая женщина: как вредят стереотипы — интервью психолога

Почему современные женщины слишком зависят от мужского мнения?

Psychologies
Ирина Безрукова о бьюти-секретах, любви, мужской самооценке и работе тифлокомментатором Ирина Безрукова о бьюти-секретах, любви, мужской самооценке и работе тифлокомментатором

Жизнь Ирины Безруковой полна событий

VOICE
Угадайте, какая страна стала самой прожорливой в мире. Спойлер: это не США! Угадайте, какая страна стала самой прожорливой в мире. Спойлер: это не США!

Сколько калорий потребляют разные страны

ТехИнсайдер
Комедия «Мое преступление»: как Франсуа Озон нежно высмеивает движение #Metoo Комедия «Мое преступление»: как Франсуа Озон нежно высмеивает движение #Metoo

Какой получилась комедия «Мое преступление» Франсуа Озона

Forbes
Сложно ли зарегистрировать бизнес в Дубае? И еще несколько задач, которые решала команда Wind Rises Сложно ли зарегистрировать бизнес в Дубае? И еще несколько задач, которые решала команда Wind Rises

Команда Wind Rises — о «легкой» регистрации и неработающих скидках

Правила жизни
За 30 лет число детей с диабетом выросло на 40 процентов За 30 лет число детей с диабетом выросло на 40 процентов

Уровень заболеваемости диабетом увеличился с 9,31 до 11,61 на 100000 населения

N+1
Совершенно лишние люди Совершенно лишние люди

«Блажь»: роуд-муви, в котором метафоры побеждают кино

Weekend
Астрономы впервые увидели, как рождаются газовые гиганты, подобные Юпитеру Астрономы впервые увидели, как рождаются газовые гиганты, подобные Юпитеру

Ученые смогли лучше понять процесс формирование огромных газовых гигантов

ТехИнсайдер
5 главных книг о Владимире Набокове, которые помогут лучше его понять 5 главных книг о Владимире Набокове, которые помогут лучше его понять

Пять главных книг, которые можно прочитать о Набокове

Правила жизни
Роль цикличности в истории Роль цикличности в истории

Как обвинитель по делу Бейлиса стал обвиняемым

Weekend
Что такое аксион: популярно о самой загадочной частице Что такое аксион: популярно о самой загадочной частице

Что такое аксионы и как устроены эти неуловимые "кубики" мироздания

ТехИнсайдер
Деньги на бороде: почему барбершопов открывается больше, чем салонов красоты Деньги на бороде: почему барбершопов открывается больше, чем салонов красоты

Почему сегмент барбершопов так быстро растет?

Forbes
Я — сноб. Режиссер Игорь Твердохлебов Я — сноб. Режиссер Игорь Твердохлебов

Режиссер Игорь Твердохлебов о своем главном достижении последнего года

СНОБ
«Мы пара, но не одно целое»: 4 упражнения, чтобы найти правильную дистанцию с партнером «Мы пара, но не одно целое»: 4 упражнения, чтобы найти правильную дистанцию с партнером

Игровые задания, которые помогут найти свою меру близости в отношениях

Psychologies
Душевная пустота: что это и как ее правильно заполнять — 5 шагов Душевная пустота: что это и как ее правильно заполнять — 5 шагов

Откуда берутся апатия и чувство безысходности?

Psychologies
«Медведь» выходит на второй курс: как одно из самых оригинальных шоу 2022 года стало деликатесом в мире сериалов «Медведь» выходит на второй курс: как одно из самых оригинальных шоу 2022 года стало деликатесом в мире сериалов

Почему «Медведь» — один из самых лучших современных сериалов

Правила жизни
Как змеи потеряли свои ноги. А ведь они у них были Как змеи потеряли свои ноги. А ведь они у них были

Генетики обнаружили мутации, которые привели к исчезновению ног у змей

ТехИнсайдер
Как расти в Дубае: правда и мифы о бизнесе в Эмиратах Как расти в Дубае: правда и мифы о бизнесе в Эмиратах

Какие представления о бизнесе в Дубае оказываются правдой, а какие мифом

Правила жизни
Открыть в приложении