«В России в принципе не очень хорошо с памятью»
Как бывший журналист пытается вернуть одному селу его прошлое
Два года назад московский журналист Никита Гирин уехал в село Ижевское в Рязанской области и стал делать там дом-музей фотографа-самоучки Ивана Филатова. Музей как таковой до сих пор не появился, но вокруг него уже возникла своя культурная жизнь, а в процессе работы стало понятно, что даже неоткрывшийся музей может стать точкой сборки сообщества. Игорь Гулин поговорил с Никитой Гириным о том, чем притягательны фигуры вроде Филатова и как музей фотографии может изменить самосознание деревенских жителей.
Село Ижевское довольно необычное место. Прежде всего благодаря традициям самоуправления, формировавшимся чуть ли не со Средних веков. В начале XIX века устные законы были зафиксированы помещиком Николаем Демидовым в документе, за которым закрепилось название «Ижевская конституция». В селе появился официальный выборный совет. В 1832 году ижевские крестьяне всем селом выкупились у Демидова в свободные хлебопашцы (они были известными на всю Россию бондарями и потому неплохо зарабатывали). Село превратилось в своеобразную крестьянскую республику, одновременно — крайне продвинутую политически, состоятельную экономически и развитую культурно. Иван Филатов был в этом смысле характерным продуктом этих мест. Крестьянин из семьи кузнецов, он уехал в город, работал на паровозном заводе, потом был железнодорожным служащим. В ходе своих путешествий он познакомился с неким аристократом, который увлек его искусством. Сначала Филатов хотел стать художником, но выбрал фотографию и, вернувшись в родное село, стал в этой профессии невероятно успешен. Он снимал в Ижевском 40 лет — вплоть до своей смерти в 1937 году, видел революцию, Гражданскую войну и крестьянские восстания, разрушение традиционного уклада в коллективизации. Филатов умер сам и явно вовремя: через пару месяцев до Ижевского докатилась волна террора, жертвами которого стали ближайшие знакомые деревенского фотографа. Он снимал все: парадные портреты, свадьбы, шествия, заседания, крестьянский труд, детские игры и просто виды села. Его стиль менялся вместе со временем, проникаясь в 1920-х влиянием авангарда, в 1930-х — соцреализма. Филатов — фигура, не вписывающаяся в «большую» историю фотографии, остающаяся на полях и из-за этого позволяющая немного по-новому ощутить связь фотографической практики и социальной реальности. Примерно в этом и состоит задача «Дома Филатова». Сейчас музей существует больше в соцсетях, а также в виде лекций-показов отсканированных частей филатовского архива. Но некоторая промежуточность между материальной и виртуальной формой делает проект Гирина и его товарищей интересным способом работы с памятью.
Как вы вообще взялись за этот проект и заинтересовались Филатовым?
Я переехал в Ижевское два года назад ухаживать за бабушкой. У меня было в это время два главных интереса. Первый — к проблематике самоуправления, к тому, как люди устраивают свою жизнь без помощи государства. У Ижевского в этом смысле — большая история, а для меня это еще и история семьи. Среди моих предков по материнской линии есть участники того самого выкупа 1832 года. Второй интерес — к старой архитектуре, реставрации. Здесь они сложились. Дело в том, что на кладбище стояла церковь — такая статуя свободы, которую крестьяне воздвигли, когда выкупились у помещика. Лет десять назад ее разрушили, и мы с товарищами занялись консервацией руин. Так я стал интересоваться всем вокруг, в частности — Филатовым. Оказалось, что он похоронен прямо напротив церкви. Позднее я понял, что они части одной истории. Церковь — материальный памятник освобождению, а Филатов — человек, который запечатлел эту свободу, результаты экономического и политического расцвета, который случился тут в XIX веке. Его снимки ломают все наши стереотипы о жизни крестьянства: мы видим мужчин в аккуратных пиджаках, женщин в шубах, невероятных платьях, с перстнями на пальцах. Это говорит о том, какое благосостояние может дать работа