Riot Grrrl: как панк-музыка объединила женщин против патриархата
Riot Grrrl — субкультура, объединившая молодых женщин против навязываемых патриархатом стандартов поведения. Она возникла как ответ на консервативную политику США 1980-х–1990 годов: рычащие девчонки превратили свой гнев в панк-музыку. Forbes Woman вспоминает историю Riot Grrrl и рассказываем, о чем они пели в своих песнях
«Мы злы на общество, которое говорит нам, что девушка = глупая, девушка = недостаточно хороша, девушка = слабая… Мы всем сердцем верим, что девчонки обладают той душевной силой, которая может изменить мир, совершить революцию», — говорится в манифесте Riot Grrrl 1991 года.
Движение Riot Grrrl зародилось в начале 1990-х годов в США. Его участницы выбрали для себя панк-музыку как способ выражения своего бунта именно потому, что в этой музыкальной сфере доминировали мужчины, и сформировали собственное андеграундное движение. Тройное «rrr» в названии должно было заменить стереотипную пассивность женщин агрессией и рычанием, а взятое за основу слово «girl» — подчеркнуть, что они хотят вернуть себе детскую уверенность в себе, которая еще не разрушена требованиями общества.
1980-е в США стали десятилетием ограничений для женщин. При президенте-консерваторе Рейгане в 1983 году Министерство образования опубликовало доклад «Нация в опасности», в котором утверждалось, что дети домохозяек лучше справляются со школьными тестами. Администрация Рейгана призывала женщин следовать традиционным ролям ради блага детей. Власти продвигали идею о том, что права женщин и их карьеры наносят ущерб не только детскому образованию, но и нации в целом.
На президентском посту Рональд Рейган провел два срока с 1981-го по 1989 год. Но даже после его ухода закрепившиеся консервативные нравы продолжали довлеть над женщинами. Например, в 1992 году вокруг популярной телеведущей Мерфи Браун разразился скандал. Когда она заявила, что будет самостоятельно воспитывать ребенка, поскольку биологический отец их бросил, то вице-президент — консерватор Дэн Куэйл — выступил с речью, в которой описал Мерфи Браун как высокооплачиваемую профессионалку, которая высмеивает роль отцов, вынашивает ребенка в одиночку и «называет это выбором».
Девочки, рожденные в конце 1970-х и 1980-х, стали бунтарками, не желающими играть по патриархальным правилам. В концепции Riot Grrrl консервативное общество только обещает защиту и заботу женщинам, но на самом деле ведет к злоупотреблениям со стороны мужчин, которые становятся жестокими отцами и агрессивными бойфрендами. «Мы хотим выразить свой гнев, пока он не обратился против нас. Если мы не выразим ярость вовне, то начнем верить в то, что девушки действительно заслуживают неуважительного отношения, и начнем злиться друг на друга и на самих себя», — гласит их манифест.
Напомним, что примерно в это же время (1985 году) возникла арт-группа Guerrilla Girls («Партизанки»). В историю вошел их плакат, на котором изображена обнаженная женщина в маске гориллы — пародия на картину Жана Огюста Доминика Энгра «Большая одалиска». Они обращали внимание на то, что на картинах художников-мужчин все женщины — обнаженные и белые.
Богини панка
Riot Grrrl были королевами гранжа и богинями панка — так их называет Vogue, — которые в своем внешнем облике играли со стереотипной женственностью: они надевали розовые заколки, собирали хвосты и носили бантики вместе с рваными топами и брутальными ботинками. «Это был вызов, потому что для белых женщин в 1990-х конский хвост считался инфантильной прической, которую не стала бы носить серьезная женщина, работающая в корпорации», — говорит профессор Университета Джорджа Вашингтона Гейл Уолд.