«В балете у меня часто бывают мучения»
Композитор Илья Демуцкий о музыке со словами и без и о работе по таблицам

19 мая в Большом зале Московской консерватории оркестр musicAeterna под руководством Теодора Курентзиса впервые исполнит трехчастную симфонию Ильи Демуцкого «Nicole». Об истории создания произведения, техниках работы над балетными и оперными заказами и своих предпочтениях в музыке композитор рассказал изданию Weekend.
Как сегодня композитор представляет жизнь своей музыки, особенно если речь идет о музыке прикладной? Допустим, вот музыка к фильму. Не возникает желания как‑то продлить ее существование после проката ленты? Например, сделать из нее сюиту?
Кино все-таки очень странная индустрия, в том числе с точки зрения правовой. Я работал в кино, хотя и немного, на данный момент всего две картины, даже две с половиной. Кинопроизводители любят присваивать все права на музыку, особенно это касается России. Вы пишете музыку и отдаете все права на нее. Так что вся музыка, которую я писал раньше для кино, мне не принадлежит вообще. И я ничего с этим сделать не могу.
А как обстоит дело с правами на вашу балетную музыку? Ведь не так же, как в кино?
Нет, конечно. Если институция заказывает балет, то я как автор передаю ей права на ограниченный срок — на два года, на три, в зависимости от контракта. Это во всем мире так, не только в России. Поэтому большая часть балетов, написанных, в частности, для Большого театра — и тот же «Нуреев », и «Герой нашего времени»,— уже исключительно в моем авторском распоряжении.
Как вам привычнее работать — по старинке, сначала клавир, потом оркестровка?
Сейчас у меня очень интенсивный период — заканчиваю балет «Евгений Онегин» для Балета Сан-Франциско (в копродукции с Чикаго). Как это происходит? Прошлым летом мы встретились в Москве с Юрой Посоховым — хореографом, который занимается постановкой, и с либреттистом Валерием Печейкиным. Перво-наперво мы должны были продумать структуру, решить, на чем акцентировать внимание. Мы неделю общались, а потом подвели итоги — сколько будет актов, какие сцены и какой длительности, какая интонация. И все это зафиксировали в таблице — она буквально сейчас передо мной лежит, когда я работаю. Все четко прописано: например, есть пролог,