Сто лет не без бед
Анна Толстова о юбилее и наследии ВХУТЕМАСа
В московских музеях проходит стихийный и, к сожалению, практически неофициальный фестиваль к 100-летию ВХУТЕМАСа. Главная (и поистине революционная) из юбилейных выставок — «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда» — открыта в Музее Москвы. В Музее архитектуры выставкой «ВХУТЕМАС–100. Иллюминаторы завтрашних городов» чествуют архитектурный факультет авангардной школы, а в филиалах Музея МХАТ, Доме-музее Станиславского и Музее-квартире Немировича-Данченко, показывают проект «Уроки ВХУТЕМАСа», сделанный совместно с галереей Roza Azora.
В 2019 году Германия широко праздновала 100-летие Баухауса. Вместе с ней праздновал весь мир, потому что Баухаус — явление мировой значимости: и как школа авангарда, вросшая в учебные программы академий, университетов и колледжей на всех континентах и, помимо современной архитектуры и дизайна, давшая такие плоды, как кинетизм, минимализм и даже перформанс; и как эстетика авангарда, буквально оставившая следы на всей планете — от Аргентины до Австралии, от Багдада до Биробиджана. Широко отпраздновать 100-летие ВХУТЕМАСа, «советского Баухауса», в 2020-м не получилось, но не только из-за пандемии. Выставки, частью отложившиеся на 2021 год, сделаны отнюдь не в рамках какой-то национальной программы по музеефикации наследия советского авангарда, а на личном энтузиазме кураторов и всех причастных. Кроме Владимиро-Суздальского музея-заповедника, устроившего выставку «ВХУТЕМАС. Искусство в массы!», ни один из региональных музеев на юбилей не откликнулся — отчасти из-за хронического недофинансирования, отчасти потому, что ВХУТЕМАС в строгом смысле слова, как учебное заведение, история московская.
Сразу после революции на обломках старой системы академических и неакадемических училищ и школ по всей стране стали возникать «свомасы», государственные свободные художественные мастерские. ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) получился из слияния двух московских свомасов, бывшей Строгановки и бывшего МУЖВЗ, в 1920 году. Предполагалось, что он станет образцом для сетевой учебной структуры, но многие из региональных свомасов вскоре либо растворились в системе худтехникумов, либо плавно трансформировались в более традиционные институты, как ленинградский ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН, который упорно не желал реформироваться по московским лекалам и который все по старинке продолжали звать Академией художеств. В качестве проповедника и рассадника авангарда московский ВХУТЕМАС (в 1927-м его переименовали из мастерских в институт, ВХУТЕИН) оказался долгожителем и просуществовал до 1930 года, когда был расформирован. На базе ВХУТЕМАСа выросли Московский архитектурный институт, Московский полиграфический институт и — позднее — Московский художественный институт (нынешняя Суриковка), часть вхутемасовцев с производственных отделений пришла в соответствующие институты — Текстильный, Лесотехнический, силикатов, некоторые подались в другие худвузы Москвы и Ленинграда. В общем, ВХУТЕМАС оставил глубокий и долгий след. Каждая из трех московских выставок по-своему отвечает на вопрос, что такое ВХУТЕМАС.
ВХУТЕМАС — это бренд, говорит нам двойная выставка в мемориальных музеях Станиславского и Немировича-Данченко, входящих в состав Музея МХАТ. Самое интересное здесь — это театральные работы четырех вхутемасовцев, трех преподавателей и одного студента: Исаака Рабиновича, руководителя театрально-декорационного отделения ВХУТЕМАСа, Владимира Татлина, преподавателя самого авангардного подразделения мастерских — дерметфака, Игнатия Нивинского, преподавателя полиграффака, и его ученика Петра Вильямса. Эскизы костюмов и декораций Нивинского и Вильямса второй половины 1920-х свидетельствуют о приходе ар-деко на сцену; Татлин, художник огромного театрального таланта и, в сущности, неудачной театральной судьбы, представлен двумя макетами к спектаклю «Глубокая разведка» 1943 года — при желании в них можно увидеть что-то от его «материальных подборов», но точнее будет сказать, что это банальная соцреалистическая декорация того, кто проиграл в борьбе за новейшее искусство и смирился с поражением. А вот работы Рабиновича, настоящего революционера в области сценографии (например, он первым использовал поворотный круг не как техническое приспособление для смены декораций, а как выразительное средство — прямо на глазах публики Аристофанова Эллада, сотрясаемая восстанием феминисток под руководством Лисистраты, буквально ходила ходуном), подтверждают, что ВХУТЕМАС — синоним авангарда. Однако театральные макеты и эскизы на выставке в меньшинстве — львиная доля экспозиции отдана работам художников славной московской династии Арендт: и собственно студентам-вхутемасовцам, Ариадне Арендт, Мееру Айзенштадту и Анатолию Григорьеву, и их наследницам, Наташе и Марии Арендт, на протяжении многих лет успешно разрабатывающим золотую жилу семейного вхутемасовского мифа.