Сонная помощь
Василий Корецкий о фильме «Кошмары», онейрическом низкобюджетном хорроре
В прокате — «Кошмары», малобюджетный канадский хоррор про сонный паралич, снятый в тягучей атмосфере сайфая 1980-х. Это упражнение в мрачном фантастическом жанре едва ли способно кого-то напугать, но людям, интересующимся снами и тем, что их вызывает, оно наверняка доставит определенное удовольствие.
Сара — маленький заморыш-андрогин старшего школьного возраста, похожая на замученную лабораторную мышку: взъерошенные волосы, крашенные под альбиноса, синяки под глазами — каждый размером с чайное блюдце. Сара почти не спит — ночует не дома, а на горке на детской площадке, укутавшись, как в кокон, в спальный мешок. Стоит ей закрыть глаза, как она проваливается в неприятный пепельный мир, похожий на сцену из игры «Сайлент Хилл»: изможденные фигуры висят вверх ногами или стоят, засунув головы в стены узких коридоров, коридоры превращаются в лестницы, а те — снова в коридоры, и в конце сновидицу непременно ждет угрожающая темная фигура с блестящими точками вместо глаз.
Учеба у Сары не идет совсем: шесть чашек кофе в день, сон урывками на парте или в туалете не спасает. В школьном холле Сара видит объявление о наборе испытуемых для сомнологических исследований — и присоединяется к группе. За опытами стоит доктор Майер, суровый старик в очках-телескопах. Исследования ведутся в обстановке страшной секретности и атмосфере научно-фантастического кино 1980-х. Кнопочки, огонечки, реле, ламповые экраны мониторов, белоснежные костюмы-скафандры с датчиками, в которые наряжают подопытных. Да и сам Майер похож не то на какого-то изобретателя HAL 9000 из «Космической одиссеи», не то на зловредного психиатра из «По ту сторону черной радуги». Скоро становится ясен и его замысел — доктор изучает феномен сонного паралича, точнее, стандартные и универсальные паттерны видений, которые посещают несчастных в этом состоянии (как та самая фигура с красными