Щербинка ребенка
«Белфаст»: Кеннет Брана против всего плохого
В прокат выходит «Белфаст», второй за месяц — после экранизации романа Агаты Кристи «Смерть на Ниле» — фильм Кеннета Браны, достойного звания мультиинструменталиста или многостаночника. «Белфаст» номинирован на «Оскар» в семи категориях, включая главные — лучший фильм, лучший режиссер, лучший оригинальный сценарий,— и имеет шансы разжалобить американских киноакадемиков. И это очень печально.
Самый плодовитый интерпретатор пьес Шекспира променял цветовое великолепие экранизаций на черно-белую аскезу ретро, обратившись к воспоминаниям своего счастливого и страшного детства. Девятилетний Бадди (Джуд Хилл) и его брат живут в Белфасте — столице Северной Ирландии, оставшейся под юрисдикцией британской короны после ирландской войны за независимость 1919–1921 годов.
Да, семья трудно сводит концы с концами. Да, отец (Джейми Дорнан) появляется дома лишь на выходных: он, пусть и нашел неплохую работу в Англии, завяз в долгах и строит планы переезда в Австралию. Зато потрепанная жизнью, но по-прежнему очаровательная Ма (Катрина Балф) — образцовая мать. Не говоря уже о похожих на постаревших ангелов дедушке (Киаран Хайндс) с выжженными шахтерским силикозом легкими и морщинистой уютной бабушке (Джуди Денч).
Бадди рубится игрушечным мечом с воображаемыми драконами на улицах, заполненных играющей в футбол и классики ребятней, и втайне влюблен в одноклассницу-отличницу. Все бы хорошо, не придись начало фильма на 15 августа 1969 года. За три дня до этого в другом крупнейшем североирландском городе Дерри вспыхнула «схватка за Богсайд», столкновения между католиками, жаждущими воссоединения с матушкой Ирландией, и протестантами, лояльными короне. Никто не погиб, хотя и пострадала почти тысяча человек, но эти события положили начало тридцатилетней гражданской войне между католическими и протестантскими фанатиками с участием стремительно озверевшей