Пусть всегда будет я
Игорь Гулин о «Современном нигилизме» Костантино Эспозито
В издательстве «РИПОЛ классик» вышла книга итальянского философа Костантино Эспозито «Современный нигилизм» — написанный в разгар эпидемии коронавируса сборник эссе, обладающий неожиданно терапевтическим эффектом.
Костантино Эспозито — довольно известный итальянский философ, автор нескольких монографий о Хайдеггере, переводчик Канта. (На всякий случай стоит прояснить: в, похоже, изданной немного впопыхах русской книге его имя написано на обложке с ошибкой — Константино; внутри книги все правильно — Костантино.) Однако последняя его книга — не фундаментальная работа, не очерк истории мысли, даже не манифест, а упражнения в философской публицистике. Примерно половина составляющих «Современный нигилизм» эссе написаны как колонки для газеты L’Osservatore Romano. Но и остальные тексты сохраняют ту же газетную ноту — чуть-чуть просветительскую, но местами переходящую в смол-ток. Мыслитель сходит с кафедры и отбрасывает часть формальностей. Он по-прежнему рассуждает об Августине и Адорно, но готов поболтать о нравах студентов, тяготах локдауна и — с особенной радостью — о популярной культуре. Свои идеи Эспозито иллюстрирует при помощи романов Кормака Маккарти и Мишеля Уэльбека, «Джокера», «Настоящего детектива» и пиксаровских мультфильмов. Во всем этом есть легкая необязательность, ощущение приятной болтовни. При этом речь в книге идет о самых главных вопросах — буквально о смысле жизни.
Нигилизм, который Эспозито выносит в название сборника,— не конкретный феномен европейской культуры XIX и XX веков, а скрытая основа всей современной цивилизации. Речь об ощущении, что у реальности нет смысла, у жизни — цели, у человека — подлинных ценностей. То, что в эпоху Ницше — автора, само собой, постоянно поминаемого в книге,— было чудовищным откровением, сотрясающей мир катастрофой, для нас стало унылой обыденностью. Вместо цели мы ищем возможности для самореализации,