Анна Толстова о «Невидимом звуке» Давида Кларбаута

WeekendКультура

Основы вообразительного искусства

Анна Толстова о «Невидимом звуке» Давида Кларбаута

«Фрагменты счастливого мгновения. Алжир», 2008. Фото: Ivan Erofeev / Garage Museum of Contemporary Art

В Музее современного искусства «Гараж» открылась выставка «Невидимый звук» бельгийского художника Давида Кларбаута, философа движущихся образов неподвижной вечности.

Давид Кларбаут — один из любимцев отдела кино- и медиаискусства ГМИИ имени Пушкина, но его первую персональную выставку в России сделал «Гараж» (куратор — Валентин Дьяконов), и она забавным образом совпала с персональной выставкой другого любимца отдела, Билла Виолы, в самом Пушкинском. Избавиться от этой случайной рифмы, возникшей в выставочных пространствах Москвы, невозможно. Виола старше Кларбаута почти на 20 лет, но это не просто два идущих одно за другим поколения видеоарта — художественно-историческое расстояние между ними примерно такое же, как между Ренуаром и Уорхолом. Внешне у обоих много общего: страсть к замедленному, почти остановившемуся, застывшему, как скульптура, времени; страсть к наблюдению за мельчайшими движениями эмоции на лицах, когда изумление, восторг или испуг раскладываются на тысячи оттенков мимического спектра. И все же это художники из разных миров: у Виолы мир еще аналоговый, у Кларбаута — цифровой, но дело вовсе не в техническом прогрессе медиа, которые демонстрируют два представителя двух идущих одно за другим поколений. Хотя Виола с его непрестанными аллюзиями на старых мастеров может показаться более отсталым, традиционным по языку, чем не замеченный в такой навязчивой цитатности Кларбаут, но именно Кларбаут радикально возвращает искусство в его дообъективное, то есть не знающее тех технических приспособлений, что позволяют смотреть на реальность сквозь линзу, сквозь объектив фото-, кино- и видеокамеры, прошлое. И пусть у Виолы сложилась репутация художника-философа, размышляющего о высоких, возвышенных материях, это как раз Кларбаут с его поворотом к дообъективному оказывается подлинным философом — искусства, образа, времени.

«Конфетти», 2015–2018. Фото: David Claerbout/Сourtesy of Studio David Claerbout

Выставка в «Гараже» невелика, на ней всего четыре видеоработы, и все четыре сделаны по одному принципу: каждая представляет собой последовательность неторопливо сменяющих друг друга кадров, спроецированных на огромные экраны. Прием на первый взгляд кажется совсем простеньким, годящимся для среднестатистического диплома в среднестатистическом художественном колледже, и длительность этих слайд-шоу — в среднем по полчаса — вызывает глухое раздражение. Это далеко не самые долгие фильмы Кларбаута — его личный рекорд, «Пьеса Бордо», длится почти 14 часов, и поскольку музеи и галереи не работают по 14 часов в день, критики любят шутить, что это видео целиком кроме автора никто не видел. Кларбаут делает и видео другого рода — иммерсивное, прямо-таки засасывающие зрителя внутрь себя, с непрерывным, словно бы одним кадром снятым движением вглубь, завораживающим не хуже, чем видеокартины Виолы, или же интерактивное, реагирующее на входящего в зал человека. Занимается также

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Записки первого гастрокритика Записки первого гастрокритика

Чем следует радовать себя за столом в феврале — из книги «Альманах Гурманов»

Weekend
Минус вайб Минус вайб

Чем опасно доверять написание кода нейросетям?

N+1
Тайна единорога Тайна единорога

«Дама с единорогом»: почему чувств пять, а гобеленов, посвященных им, – шесть?

Вокруг света
Изогнутый экран смартфона — это удобно? Изогнутый экран смартфона — это удобно?

Стоит ли покупать смартфоны с изогнутыми экранами?

CHIP
Путь от бастарда до монарха Путь от бастарда до монарха

Как бастарду Вильгельму I удалось превратить свою мечту о короне в реальность?

Дилетант
Нажми на кнопку: фильмы по мотивам азиатских игр Нажми на кнопку: фильмы по мотивам азиатских игр

Гид по экранизациям азиатских видеоигр

Правила жизни
Иван Соснин: Хочется находить крупицы хорошего Иван Соснин: Хочется находить крупицы хорошего

Режиссер Иван Соснин — о пути в кино, сказках и нейросетях в кинопроизводстве

Ведомости
5 самых странных (но прикольных) видов велоспорта: вы точно захотите попробовать 5 самых странных (но прикольных) видов велоспорта: вы точно захотите попробовать

Топ-5 самых необычных спортивных дисциплин с велосипедом

ТехИнсайдер
От синтеза клетки до зрелого цветка От синтеза клетки до зрелого цветка

Как выращиваются орхидеи рода фаленопсис на базе тепличного комбината

Агроинвестор
Будь в форме Будь в форме

Мы собрали семь причин, из-за которых вы никак не можете обрести фигуру мечты

Moodboard
Индивидуалистка из СССР: как Айн Рэнд боролась с коммунизмом и создавала бестселлеры Индивидуалистка из СССР: как Айн Рэнд боролась с коммунизмом и создавала бестселлеры

Как Айн Рэнд, дочь аптекаря из Петербурга, смогла покорить США

Forbes
Романтика в большом городе Романтика в большом городе

Психология любви в условиях вечной спешки

Лиза
Отец и сын. Великая Отечественная в жизни Константина и Алексея Симоновых Отец и сын. Великая Отечественная в жизни Константина и Алексея Симоновых

Какой след оставила война в жизни Константина и Алексея Симоновых?

Знание – сила
Атлантические крепости Третьего рейха Атлантические крепости Третьего рейха

Атлантический вал: порты-крепости и их роль в обороне Третьего рейха

Наука и техника
Как выбрать брокера Как выбрать брокера

Как выбрать яхтенного брокера и избежать ошибок?

Y Magazine
Прекрасная Агнета Прекрасная Агнета

55 метров роскоши: Project Agnetha от дизайнера Луки Дини

Y Magazine
На зарядку становись: как развиваются инфраструктурные технологии для электромобилей На зарядку становись: как развиваются инфраструктурные технологии для электромобилей

Как инфраструктура для электромобилей способна изменить рынок

Forbes
Стравинский. Танцы. Люди Стравинский. Танцы. Люди

Денис Мережковский разбирается в правилах хореографического импортозамещения

Moodboard
«Мы не воюем, мы работаем» «Мы не воюем, мы работаем»

О службе в Афганистане и Чечне, а также о специфике работы советских погранвойск

Монокль
Дачная палитра Дачная палитра

Как цвета растений на садовом участке влияет на тонус и настроение

Лиза
Красная-красная смесь. Гидросистемы летательных аппаратов Красная-красная смесь. Гидросистемы летательных аппаратов

Как устроены гидросистемы в авиации — от цвета до принципов работы

Наука и техника
О любви и Дягилеве О любви и Дягилеве

Красота, грация, любовь — что вы увидите в Денисе Родькине и Элеоноре Севенард

Moodboard
«Чеченцы». Поколение «Чеченцы». Поколение

Кем были воины, прошедшие первую и вторую чеченские кампании?

Монокль
Привычка худеть Привычка худеть

Думаешь, как сбросить вес без изнурительных тренировок и жестких диет?

Лиза
Прохладная экономика Прохладная экономика

Слабая экономическая активность: аргумент в пользу смягчения монетарной политики

Ведомости
От дебюта Тарковского до номинанта «Оскара»: классика о Великой Отечественной От дебюта Тарковского до номинанта «Оскара»: классика о Великой Отечественной

Подборка пяти великих фильмов о Великой Отечественной

Ведомости
«Нам пора сформулировать закон сохранения цивилизации» «Нам пора сформулировать закон сохранения цивилизации»

Можно ли подружиться с умной машиной? Не может ли она вытеснить человека?

Знание – сила
Древние и красивые: 5 важных археологических памятников Древние и красивые: 5 важных археологических памятников

Самые впечатляющие и ценнейшие археологические памятники

ТехИнсайдер
Антон Богданов: «Хвала режиссерам, которые не обращают внимания на амплуа» Антон Богданов: «Хвала режиссерам, которые не обращают внимания на амплуа»

Антон Богданов рассказал о том, как готовился к роли подводника в «Кракене»

Ведомости
Новые археологические памятники открыты на Кольском полуострове Новые археологические памятники открыты на Кольском полуострове

Уникальные находки древнескандинавской культуры гресбакен

Знание – сила
Открыть в приложении