Как будет устроен горожанин
Григорий Ревзин о городе будущего
Есть два варианта будущей трансформации человека, которые более или менее всерьез обсуждаются сегодня. Во-первых, это биотехнологии, во-вторых — киборгизация. Есть еще роботы с искусственным интеллектом, но их пока вряд ли стоит рассматривать как горожан — не доросли.
Сами по себе эти направления трансформаций показывают специфику темы. Человек будущего — это не вопрос организации города в ближайшие 10–15 лет. Не то, чем кто-то уже начал заниматься в практической плоскости. Скорее это мифология. И если бы речь шла не о мифах сегодняшнего дня, а о верованиях посторонних нам народов, мы бы отнеслись к ней со всем уважением, понимая, как трудно приходится людям, раз у них такие мифы. Мы бы сказали, что мифология — важнейший источник для понимания культуры, ее ценностей и целей, и она не столько определяет будущее, сколько сегодняшний день. Я думаю, что если так же относиться и к этой мифологии, то в перспективе может получиться что-то занимательное и интересное, независимо от того, что получается на данный момент.
Генная инженерия на сегодняшний день — экспериментальная область медицины, у которой есть впечатляющие, но несколько ограниченные результаты, в основном в репродуктивной медицине. Ограниченность определяется двумя факторами. С одной стороны, лечение здесь — это в большей степени научное исследование, чем массовая практика. То есть дело дорогостоящее и потому не слишком распространенное. Речь идет о «бутиковой медицине», когда целая научная лаборатория с персоналом высшей квалификации должна работать более или менее на одного пациента. С другой стороны, ученые пока не знают, как лечить абсолютное большинство диагностированных ими генетических заболеваний. Они не то чтобы совсем в начале пути, но не очень далеко от него ушли.
Надежды, которые возлагаются на генную инженерию, лежат даже не в области развития медицины — победе над раком, болезнью Альцгеймера, ожирением или хотя бы насморком,— а совсем в иной области. В создании людей 2.0. «Уверен, что в течение этого века люди откроют для себя возможность модифицировать как свои интеллектуальные способности, так и инстинкты, например агрессию,— писал Стивен Хокинг в книге „Краткие ответы на большие вопросы".— Возможно, против генной инженерии на людях будут приняты законы, однако некоторые не смогут побороть искушение улучшить человеческие характеристики, такие как память, сопротивляемость болезням, продолжительность жизни. Появление суперлюдей приведет к появлению серьезных политических проблем с неулучшенными людьми, которые не будут в состоянии с ними конкурировать. По-видимому, они вымрут или станут малозначимыми. Вместо этого мы получим расу людей, которые сами себя проектируют, все больше и больше улучшаясь».
Еще раз: в реальности речь идет об экспериментальных, очень дорогостоящих и часто, увы, неуспешных попытках помочь людям с ужасными недугами. В мифологии — о превращении здорового человека в организм, в десятки раз превосходящий прототип по уму, силе, здоровью, а если подсадить ему некоторые гены летучей мыши, то способный общаться с электронным миром через ультразвуковые протоколы. Ради этого приобретения формой ушей можно пожертвовать — что, по-видимому, произошло когда-то с эльфами.
Концепция киборга предполагает замену некоторых частей человеческого тела — от пальцев до мозга — на искусственные устройства. Это протезы. Так что генезис темы тоже медицинский. Однако традиционное протезирование приобрело, что называется, новое звучание в силу перспектив компьютеризации.