Человек и железо
Михаил Трофименков об Иржи Менцеле и его «Жаворонках на нити»
В Третьяковской галерее началась ретроспектива Иржи Менцеля, классика чешской «новой волны», умершего в начале сентября в возрасте 82 лет. Программа состоит из пяти фильмов, в числе которых «Жаворонки на нити» — комедия о классовом перевоспитании, снятая в 1969 году и положенная на полку чехословацкими цензорами.
«Мама, я женился!»
«Это хорошо. А где твоя жена?»
«В тюрьме».
«Это хорошо».
«Жаворонки на нити» (1969) Иржи Менцеля — несмотря на то что все его герои репрессированы режимом Антонина Запотоцкого в начале 1950‑х — сплошное «бывает все на свете хорошо». Остается только подивиться чехословацким цензорам, засунувшим «Жаворонков» вместе с другими фильмами разгромленной Пражской весны на «полку»: фильм реабилитируют и наградят «Золотым медведем» Берлинского МКФ только в 1990‑м.
Запрет, впрочем, отнюдь не синонимичен тотальному отсутствию фильма в мировом кинокосмосе. В мемуарах журналиста Аркадия Ваксберга описан сюрреалистический эпизод. В 1970 году советскую делегацию, прибывшую в Прагу для участия в кинофестивале в Карловых Варах, пригласили в посольство СССР, где чуть ли не двенадцать часов подряд — даже пиво и бутерброды им приносили в кинозал — показывали фильмы, запрещенные чешскими товарищами, и «Жаворонков» показывали тоже. С одной стороны, это было, очевидно, обставлено в жанре «надо знать врага в лицо», чтобы Сергей Герасимов, Станислав Ростоцкий и Иннокентий Смоктуновский могли в будущем достойно ответить на гипотетически провокационные вопросы каких-нибудь западных корреспондентов. Но, с другой стороны, кажется, что советским идеологам, санкционировавшим военную интервенцию в ЧССР из‑за страха перед повторением венгерской резни 1956‑го, было самим немного досадливо-стыдно за коллег-перестраховщиков.