Феллини. Материал, который интересно читать и по сей день

Playboy18+

Век Феллини

Минуло 100 лет со дня рождения выдающегося художника, создавшего свой неповторимый киномир. В далеком 1966 году Хью Хефнер командировал журналиста в Италию, чтобы тот вернулся с материалом, который интересно читать и по сей день

Текст: Toni Maraini

 

Среди друзей и поклонников у вас репутация сказочника. А один критик назвал вас, не побоюсь этого слова, «колоссальным, навязчивым, совершенным лжецом». Что скажете?

По крайней мере, он оказал мне честь быть непревзойденным, этот ваш критик. Любой, кто живет как я, в мире фантазий, должен приложить неестественные усилия, чтобы быть обывателем, просто человеком. Признаюсь, я был бы ужасным свидетелем в суде, случись такое, и ужасным журналистом. Я чувствую себя обязанным рассказать историю с украшательствами.

Также вас часто обвиняют в том, что вы склонны выдумывать истории собственной жизни. Один ваш приятель рассказал нам, что вы выдали ему четыре совершенно разных версии вашего расставания с первой возлюбленной. Почему?

Почему нет? Она стоит большего числа версий, поверьте. Люди стоят намного больше, чем правда. Если вы хотите назвать меня лжецом, я отвечу так: рассказчику необходимо раскрасить историю, расширить ее, углубить в зависимости от того, как он чувствует. В моих фильмах я делаю то же самое, что и с жизнью.

Вы видите себя просто рассказчиком, а не «фокусником», «современным моралистом», «социальным сатириком» или «мастером манежа кинематографического цирка», как вас по-разному описывали?

Это впечатляюще звучащие определения. Но, насколько я понимаю, я просто рассказчик, а кино – моя среда. Кино мне гораздо ближе, чем, скажем, живопись, или музыка, или даже литература. Это не просто форма искусства – это новая форма жизни, со своими собственными ритмами, перспективами и прозрачностью. Это мой способ рассказать историю.

Федерико Феллини на съемочной площадке

Большинство критиков согласны с тем, что ваша техника повествования уникальна, но по большей части они не согласны с моралью и смыслом ваших фильмов. Вас это задевает как-то?

А критики должны понимать мои фильмы? Разве не достаточно, чтобы публика наслаждалась ими?

Тогда ваши фильмы предназначены в основном для развлечения или их кассовая привлекательность вторична философским намерениям?

Меня не интересует популярность, и бессмысленно говорить о философских намерениях. После каждой работы я часто не вспоминаю своих намерений. Намерения – это всего лишь инструменты, позволяющие вам подготовиться к чему-то. Мои картины – свидетельство того, что я ищу в жизни. Это зеркало моих поисков. А порой анализ своего прошлого.

В каком смысле?

В детстве я был обременительно бесполезным багажом. Без подробностей – скажу лишь, что это вышколило меня быть вне толпы. Куда бы я ни шел, я замечаю молодых людей, движущихся группами, как рыбьи стаи. Когда я был молодым, мы все двигались в разных направлениях. Развиваем ли мы общество, подобное муравьям, пребывая в социальных ячейках и колониях? Это одна из вещей, которых я боюсь больше всего на свете. Я ненавижу коллектив. Величие и благородство человека заключаются в том, чтобы быть свободным от массы. То, как он выкарабкается из этого, – его личная проблема и личная борьба. Это то, что описывают мои фильмы.

Федерико Феллини, Ингмар Бергман и Лив Ульманн на съемках «Сатирикона» Феллини (1969)

Можете ли вы привести пример?

В «8½» общественные нормы и правила заточили Гвидо в его собственном детстве. Взрослея, мы оказываемся в неразрешимом конфликте, созданном благодаря тому, что нас учили идеализировать нашу жизнь, преследовать эстетические и этические идеалы абсолютного добра или зла. Наступает момент, когда вы обнаруживаете, что то, что вам сказали дома, в школе или церкви, просто не соответствует действительности. Вы обнаруживаете, что сказанное не коррелируется с вашим внутренним Я. Это приводит к расколу, создает конфликт, который в конечном итоге должен быть решен. Это столкновение между устоявшимся и нестандартным дает моральным жерновам ход.

Есть ли у вас как у режиссера конкретный и понятный месседж зрителю?

Мы живем в эпоху нефункциональных идеологий. Современному человеку нужны более богатые эмоции, чем, скажем, семейные отношения, брак, прочая ветошь. Человек не является моногамным животным. Брак – это тирания, нарушение и унижение его естественных инстинктов. Женщина, с другой стороны, стремится создать мир вокруг одного мужчины. Трагедия современного человека заключается в том, что ему нужно множество разных отношений, в то время как в культуре, в которой я живу, он все еще вынужден формировать единую форму. Без этого его жизнь могла бы превратиться во что-то интересное, она могла бы стремительно эволюционировать, если угодно.

Некоторые роли легендарной Аниты Экберг в ваших фильмах считают карикатурой самой женщины, причем не как сексуальной рабыни мужчины, а как богини эротизма Гаргантюана. Это и было вашей целью?

Ну что вы! Она совсем не карикатура. Это немного диковатое существо из плоти и крови. Она живое воплощение гротескно-преувеличенного образа женской сексуальности, преследующая удушающее либидо того, кто борется с пуританскими сексуальными запретами, и наконец убегает, чтобы преследовать его всю жизнь. Я хотел показать метафорически, как заключенные в тюрьму аппетиты человека могут разорвать оковы и выплеснуться в эротическую фантазию, которая оживает, завладевает и в конечном итоге пожирает своего создателя.

Федерико Феллини и Джульетта Мазина во время съемок фильма «Джинджер и Фред» (1985)

Можем ли мы сделать вывод, что вы приветствуете как здоровую тенденцию растущую сексуальную свободу, которой активно пользуются фильмы, журналы и ночные клубы, и обнаженную натуру, демонстрирующуюся в них?

И это отлично! Потому что свобода раскрепощает, раскрывает тайный аспект секса. Всякие запреты, вето, ограничения никогда не делали человека лучше. Особенно если речь идет о личном. А именно – о сексуальных отношениях. Всякие преграды лишь создают новые, разрушая постепенно и медленно личность. Это самое страшное.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Нюстальгия Нюстальгия

Все мы видели фотографии Давида Дубницкого, но не знали его по имени

Maxim
Измеряйте самое важное Измеряйте самое важное

Как Google, Intel и другие компании добиваются роста с помощью OKR

kiozk originals
10 мудрых цитат о жизни от тех, кому мы доверяем 10 мудрых цитат о жизни от тех, кому мы доверяем

Про счастье и ложь, оптимизм и страх, смех, отчаяние и место в жизни

Playboy
Скульптор, актер и «Мисс Россия»: талантливые дети певца Федора Шаляпина Скульптор, актер и «Мисс Россия»: талантливые дети певца Федора Шаляпина

Природа определенно не отдохнула на детях великого оперного певца.

Maxim
Достопримечательность города Достопримечательность города

Бордели с человекоподобными куклами – новый тренд или это уже слишком?

Playboy
Я само совершенство Я само совершенство

Надо ли бить тревогу, если ваша чудная крошка рыдает на кухне из-за четверки

Tatler
Бурлеск Самбурской Бурлеск Самбурской

Актриса, певица, дива, Самбурская, Настасья – все это о ней

Maxim
Плыть по течению или бороться до конца? Рассуждает Алина Фаркаш Плыть по течению или бороться до конца? Рассуждает Алина Фаркаш

"Надо работать над собой" — такими установками нас уродуют с детства.

Cosmopolitan
Дома без папы Дома без папы

Дарья Мельникова самоизолировалась на страницах MAXIM без масок и одежды

Maxim
Поставить атлант на место: кому это надо и зачем? Поставить атлант на место: кому это надо и зачем?

Сейчас многие клиники наперебой предлагают «поставить атлант на место»

Psychologies
Что значит быть плейбоем-2020 Что значит быть плейбоем-2020

Каким должен быть настоящий мужчина? Интервью с наследником бьюти-империи

Playboy
Чек-лист: как продавать большим клиентам Чек-лист: как продавать большим клиентам

Как довести до контракта общение с крупным бизнесом и вовремя остановиться

Inc.
20 вещей, которые могут тебе пригодиться в постели 20 вещей, которые могут тебе пригодиться в постели

Объекты и явления, при помощи которых твой секс будет еще великолепнее

Maxim
Все, что следует помнить о финансовом кризисе 2008 года Все, что следует помнить о финансовом кризисе 2008 года

Когда-то небо было голубее, нефть была по 140 долларов, а доллар — по 24 руб.

Maxim
Анна Седокова Анна Седокова

Наверное, она уже привыкла к эпитетам «горячая», «аппетитная», «сочная»

Playboy
Зачем нам замуж? Алина Фаркаш считает, что брак женщине не так уж и нужен Зачем нам замуж? Алина Фаркаш считает, что брак женщине не так уж и нужен

Зачем выходить замуж в России – мне сложно понять

Cosmopolitan
Моя прелесть Моя прелесть

Удовольствие не является достойной целью. К чему же нам стремиться?

Playboy
Вместо соли Вместо соли

В последнее время ценность соли в глазах человечества сильно упала

Наука и жизнь
Нечеловеческий секс Нечеловеческий секс

Почему мы все еще занимаемся сексом по старинке – с живыми людьми?

Популярная механика
«Идите навстречу боли, а не избегайте ее»: жизненные принципы миллиардера Рэя Далио «Идите навстречу боли, а не избегайте ее»: жизненные принципы миллиардера Рэя Далио

Фрагмент из книги «Принципы. Жизнь и работа» миллиардера Рэя Далио

Forbes
Новые правила старого бизнеса Новые правила старого бизнеса

Сегодня правила игры меняются в каждой сфере

GQ
Уна Харт: Дикая охота Уна Харт: Дикая охота

Отрывок из нового нуар-детектива Уны Харт

СНОБ
Личное дело Натана Стругацкого Личное дело Натана Стругацкого

В архиве РНБ (бывшая Публичка) обнаружили личное дело Натана Стругацкого

Дилетант
Елена Ржевская: Геббельс. Портрет на фоне дневника Елена Ржевская: Геббельс. Портрет на фоне дневника

Отрывок из биографии главного политтехнолога Третьего Рейха — Йозефа Геббельса

СНОБ
Таможня отбирает добро: 12 провалов контрабандистов Таможня отбирает добро: 12 провалов контрабандистов

Опытный таможенник даже тюбик зубной пасты открывает с большой осторожностью

Maxim
«Как я стала писателем и сценаристом, несмотря на дисграфию» «Как я стала писателем и сценаристом, несмотря на дисграфию»

История Арины Чунаевой, которая всегда хотела стала писателем

Psychologies
«За несколько лет соцсети полностью переучили нас»: как вернуть внимание и работоспособность, которую отняли смартфоны «За несколько лет соцсети полностью переучили нас»: как вернуть внимание и работоспособность, которую отняли смартфоны

Выжимка подкаста The Supehuman Academy с Кэлом Ньюпортом

VC.RU
В ожидании зла. Зачем смотреть фильм «Ассистентка», отсылающий к скандалам #metoo В ожидании зла. Зачем смотреть фильм «Ассистентка», отсылающий к скандалам #metoo

Почему стоит посмотреть минималистичную картину, отсылающую к скандалам #metoo

Forbes
20 фактов о кошках, которые вы могли не знать 20 фактов о кошках, которые вы могли не знать

Соседство людей и кошек длится порядка 9500 лет! Хорошо ли мы знаем их?

Популярная механика
10 самых безумных приспособлений, которые можно купить 10 самых безумных приспособлений, которые можно купить

Эти гаджеты можно назвать полезными, но сложно назвать нормальными

Популярная механика
Открыть в приложении