«Каждый кризис открывает нам новые возможности»
Финансовый директор «Черкизово» Людмила Михайлова — о плюсах вертикальной интеграции бизнеса, миссии компании и важности бренда работодателя
В этом году исполняется 50 лет флагманскому предприятию группы «Черкизово» — Черкизовскому мясоперерабатывающему заводу. Однако компания давно вышла за пределы производства колбас и сосисок — сейчас это один из крупнейших в стране вертикально интегрированных агрохолдингов, который старается гармонично расти по всей цепочке от поля до прилавка. О развитии бизнеса, существующих сложностях и путях их решения, о планах и перспективах дальнейшего роста «Агроинвестору» рассказала финансовый директор группы «Черкизово» Людмила Михайлова.
В прошлый раз «Агроинвестор» проводил интервью с вами 10 лет назад — понятно, что за это время очень многое изменилось и в стране, и в компании. Могли бы вы выделить какие-то самые знаковые события для «Черкизово», которые произошли за это время?
Могу с гордостью сказать, что за прошедшие 10 лет наша компания совершила качественную трансформацию, мы стали лидером по производству мясной продукции в России, укрепили и усилили наши бренды. И «Петелинка», и Casademont, и «Пава-Пава», и «Черкизово» с «Черкизово Premium» выросли и заняли достаточно серьезную долю рынка. Мы усилили лояльность потребителей к этим брендам за счет того, что предлагаем широкий ассортимент и стабильное качество.
Компания значительно выросла с точки зрения географии, мы вошли в новые интересные и перспективные регионы, начали работать в Башкирии, Алтайском крае, Челябинской, Оренбургской и Ленинградской областях. Мы значительно усилили нашу вертикальную интеграцию: увеличили земельный банк со 140 тыс. до 355 тыс. га, ввели в эксплуатацию МЭЗ, что помогло нам уйти от закупок соевого шрота — сейчас мы обеспечиваем им себя на 90 %. И конечно, нужно отметить HR: в последние годы компания сделала много шагов по повышению своей привлекательности для сотрудников, включая улучшение условий работы, конкурентоспособные зарплаты и социальный пакет, предоставление жилья, программы обучения и развития, а также серьезные инвестиции в безопасность труда. По итогам 2023 года по версии HeadHunter мы заняли 28-е место в рейтинге крупнейших российских работодателей, а в нашей отрасли мы стали № 1. Это достижение, которым, я считаю, компания действительно может гордиться.
Если говорить про операционные и финансовые результаты, то можно отметить, что за 10 лет наши объемы продаж готовой продукции выросли в 2,5 раза, до 1,2 млн т, выручка — более чем в четыре раза, до 220 млрд руб., EBITDA — в восемь раз, до 50 млрд руб. И в этом году мы продолжим рост.
Последние годы компания активно развивает относительно новые направления бизнеса, в частности экспорт. Когда я пришла в компанию 20 лет назад, Россия была одним из крупнейших импортеров мяса, и я не могла тогда представить, что мы сможем так быстро начать реализовывать свой экспортный потенциал. Сейчас «Черкизово» входит в число лидеров по экспорту, и это действительно повод для гордости. За последние три года наши зарубежные продажи по выручке выросли в два раза.
Хочу также отметить, что за последние пять лет продажи другого нашего молодого направления — фудсервиса — увеличились в шесть раз по выручке и в три раза по объему. Мы видим, что все больше россиян предпочитают питаться вне дома, поэтому расширяем работу с клиентами с ресторанного рынка.
Что стало главным вызовом для группы за последние годы?
В этом году нашей компании исполняется 50 лет, мы прошли путь от мясоперерабатывающего завода до огромного холдинга и крупнейшего игрока в мясной отрасли с десятками предприятий в 19 регионах страны. И эти полвека для нас — это громадный накопленный опыт.
Вместе с агроиндустрией и всей экономикой России мы прошли через все крупные кризисы: экономические турбулентности, глобальную пандемию, санкционное давление. Какой-то один главный вызов выделить сложно. Каждый кризис открывает нам новые возможности, вдохновляет становиться сильнее, крупнее, быстрее и эффективнее, находить решения, позволяющие всякий раз выходить на новый уровень развития.
Согласно рейтингам, которые составляет «Агроинвестор», «Черкизово» уверенно лидирует по объемам производства мяса (сырья) и комбикормов. Насколько я знаю, у компании есть планы дальнейшего роста в этих направлениях. А есть ли какой-то предел, некая максимальная цель, после достижения которой владельцы компании скажут: «Стоп, больше не увеличиваем»?
На протяжении всей своей работы в компании я не помню, чтобы мы ставили себе какие-то пределы или ограничения. И мы не планируем этого делать и впредь. Мы отталкиваемся от потребностей рынка, от того, как он растет, что происходит в индустрии, и наша задача — максимально использовать те возможности, которые предоставляет экономика страны. Наша миссия — производить качественные и доступные мясные продукты. Это значит, что мы хотим, чтобы у каждого российского потребителя, независимо от его доходов, была возможность приобрести наш качественный продукт, который ему больше нравится, — будь то куриная тушка или продукт глубокой переработки. В работе мы фокусируемся не только на объеме, но и на качестве, это одна из наших ценностей. Смотря вперед, мы по-прежнему видим потенциал роста и смещения спроса в сторону более премиальных продуктов, например, из мяса индейки, а также продуктов глубокой переработки и продуктов, готовых к употреблению.
Какие производственные планы у компании на этот год?
По итогам первого полугодия наша выручка выросла год к году на 20 %, до 123,8 млрд руб., EBITDA — на 39 %, до 22,2 млрд руб. Мы, как правило, не даем прогнозов на год, но рассчитываем, что финансовые показатели продолжат увеличиваться.
Если говорить про крупные проекты, то важно отметить несколько приоритетных направлений, которые в фокусе нашей деятельности в этом году и в ближайшем будущем, — это модернизация, развитие новых активов и усиление вертикальной интеграции. Мы продолжаем делать ставку на органическое развитие, увеличивать мощности, например, нашего предприятия в Алтайском крае. В 2023–2025 годах мы инвестируем туда более 8 млрд руб. в расширение производства. После того как был куплен «Алтайский бройлер» в 2018 году, мы модернизировали мощности по убою, а сейчас расширяем площадки для выращивания бройлеров. Также компания расширяется в ЦФО: в этом году мы запустим завод технических фабрикатов — первое предприятие мясоперерабатывающего кластера, который мы строим в Ефремове (Тульская область). Кроме того, модернизируем и увеличиваем мощности по производству мяса бройлеров в Курской и Брянской областях, развиваем птицеводческие активы в Башкирии и на Урале, где мы купили вертикально интегрированные компании. В целом наши капитальные инвестиции в этом году превысят 35 млрд руб. Всего же за 10 лет группа «Черкизово» инвестировала в развитие бизнеса 150 млрд руб.
Насколько бизнес «Черкизово» зависит от импортных средств производства? Как сейчас обстоят дела с их доступностью?
Исторически большинство наших предприятий используют технологические решения от лучших мировых производителей оборудования. Когда часть поставщиков отказались работать в России, для нас стал приоритетным запуск большой программы по локализации оборудования и запасных частей. Также мы стали переходить на альтернативных поставщиков. Нельзя сказать, что это было просто, однако мы не допустили остановки производств или падения производительности.
Сейчас для новых проектов, таких как мясоперерабатывающий кластер в Тульской области, мы ведем большую работу по локализации производства оборудования, а также по поиску его поставщиков из Китая, Бразилии и других стран.
Как компании удается в нынешней непростой для всех ситуации сдержать рост затрат и сохранить доходность, чтобы еще и инвестировать в новые проекты?
Давайте сначала посмотрим, какие на сегодня есть проблемы, влияющие на снижение рентабельности бизнеса. Во-первых, это рост зарплат — не только в нашей индустрии, но и по всей стране, что связано с острой нехваткой линейного персонала на производстве. Во-вторых, инфляция и увеличение стоимости валютозависимых компонентов: это и вакцины, и запчасти, и оборудование — все стало намного дороже и с точки зрения цены, и с точки зрения стоимости логистики. На рентабельности сказывается также рост тарифов на электроэнергию.
Мы уже упомянули о том, какие проекты компания запустила, чтобы сдержать рост затрат. С точки зрения оптимизации себестоимости нам, конечно, помогает вертикальная интеграция — мы более чем на 90 % обеспечены своим соевым шротом, по зерновым мы самообеспечены примерно на 50 %. Когда мы растем органически, то растем по всей цепочке вертикальной интеграции. Например, сейчас мы видим, что потенциально у нас будет комплекс в Ефремове, и понимаем, что нужно будет создать вертикально интегрированную цепочку для контроля затрат и снижения риска волатильности. В части оборудования сдерживать затраты нам помогает уже упомянутая локализация и переход на альтернативных поставщиков. Также сохранению доходности способствует смещение фокуса в ассортименте в сторону продукции с высокой добавленной стоимостью и работа с более прибыльными каналами сбыта, такими как фудсервис.