Высшее образование стало бесполезным? Почему школьники больше не хотят поступать в вузы
По данным портала SuperJob, востребованность высшего образования за последние десять лет упала почти вдвое. Как будет меняться высшая школа в содержательном и организационном плане и какие факторы будут влиять на эти изменения, размышляет руководитель онлайн-центра подготовки к ЕГЭ «Репетиторская империя» Виктор Медведев
Высшее образование потеряло актуальность?
В начале года исследовательский центр SuperJob изучал мнение российских выпускников относительно дальнейших образовательных перспектив. Результаты опроса показали, что только 43% вчерашних одиннадцатиклассников собираются в этом году стать абитуриентами вузов, против 80% в 2010 году.
Высшая школа, как и система образования в целом, подвергается значительным изменениям. Сложно выделить какой-то один фактор, влияющий на то, почему выпускники или их родители решают не получать высшее образование. Причин много, и они все взаимосвязаны.
Так, за минувший коронакризисный год к ним можно добавить значительное ухудшение финансового положения россиян, а значит, и недоступность обучения на коммерческой основе в университете или невозможность нанять репетитора для подготовки к поступлению.
Ситуацию обостряет и снижение уровня подготовки школьников ввиду длительного периода обучения на дистанционке. Однако одним из ключевых факторов, повлиявших на то, что становиться студентами вузов в этом году хотят меньше половины выпускников, я считаю глобальную компьютеризацию, которая приводит к большей доступности информации и росту объема знаний.
В современном мире скорость изменений действительности настолько огромна, что некоторые профессии, например digital-маркетолога, трансформируются молниеносно, а знания, актуальные сегодня, через 1–2 года уже попросту устаревают. В связи с этим высшее образование, которое развивается по классической схеме, теряет востребованность и полезность. Абитуриент прикидывает, что ему нужно будет выбрать одну специальность и учиться от 4 до 6 лет. Однако, когда ему вручат диплом и отпустят в «большой мир», он может оказаться в нем совершенно невостребованным, так как знания, технологии и т. д., которые ему преподавали, успели устареть. В большей степени такая судьба грозит выпускникам из IT-сферы, но проблема актуальна, к примеру, и для представителей гуманитарных профессий: юристов, экономистов и маркетологов.
Таким образом, компьютеризация привела к росту объема знаний и скорости их обновления, а вузы при этом остаются несколько архаичной структурой и не успевают адаптироваться. Во многом это связано с тем, что в большинстве не топовых университетов преподавательский состав попросту не готов к быстрым изменениям. Кроме того, модернизация образовательных программ — это достаточно долгий и трудоемкий процесс, а результаты внедрения индивидуальных образовательных траекторий, на которые сейчас возлагают надежды, на самом деле далеко не такие впечатляющие, как хотелось бы.