Разрыв шаблонов: художницы, которые говорят с окружающими на языке перформанса
Место и время действия – серые российские будни.
Арт — это самовыражение, психотерапия и протест одновременно. Представляем героинь, которые своими публичными художественными акциями буквально вспарывают реальность. Трио «Алтуфьево» уже который год не дает скучать жителям Москвы. Девушки танцуют в магазине, бродят в костюмах привидений в метро, загорают в надувном бассейне в спальном районе, словно они на Мальдивах. Реакция случайных зрителей всегда очень яркая.
Мы задали вопросы хореографине, художнице-перформерше и кураторке фонда V-A-C Ольге Цветковой, режиссерке-документалистке Яне Исаенко и заслуженной сотруднице музеев Москвы Татьяне Подкорытовой.
Итак, с чего же все началось, а главное — для чего? Расскажите, когда и зачем вы стали заниматься перформансами, какую мысль хотите донести до общества?
ОЛЬГА: В тот момент, когда я дошла до своего предела в танце, достигнув определенного уровня виртуозности, я заскучала. Было жутко уныло — повторять давно сложившийся и общий для всех словарь танца модерн. Перформанс позволил мне стать панком. Я взяла свои очень длинные руки и ноги, раскоординацию в теле, романтичное мышление, дух протеста — и перемешала все это в чудовищный коктейль под названием «Ольга Цветкова». Я начала выгуливать свои спектакли за пределы театральной коробки, сначала по улицам Амстердама, затем по спальным районам Москвы, на очереди — Питер и Афины. А еще я работаю с другими людьми, которые своим искусством меняют реальность, — курирую программы современного танца в Доме культуры «ГЭС-2», который в этом году откроется для всех в Москве на Болотной набережной.
ТАТЬЯНА: Перформанс для меня — зона непрофессионального интереса. Я до сих пор остаюсь человеком, который страстно желает и страшно боится выступать. Таким было мое постсоветское детство: выучил — давай исполняй, а мы посмотрим-оценим. Хотелось откреститься от выучивания, исполнения, жюри. В «Алтуфьево» мы удачно преодолели все эти стадии — я была счастлива оказаться в дружбе с певцами случайности. Ах да: вот уже много лет с понедельника по пятницу я в роли тетеньки служу искусству в государственных институциях. Так что возможность спонтанного балагана позволяет мне оставаться честной перед самой собой.