Выкупает бренды на Amazon и помогает им расти: разбор бизнеса Accel Club, который привлёк $170 млн
Стартап бывших менеджеров «Яндекс.Еды» и Busfor работает около года, и в его портфеле уже больше 1000 продуктов. Максим Фирсов и Николай Тузенко рассказали vc.ru, как выбирают бренды, что с ними делают и возможно ли модель повторить в России.
Accel Club запустили cооснователь сервиса доставки еды Foodfox (в 2017 году его купил «Яндекс») Максим Фирсов и бывший управляющий директор маркетплейса автобусных билетов Busfor Николай Тузенко в феврале 2021 года. За год до этого Фирсов ушёл из «Яндекс.Еды», а BlaBlaCar интегрировал Busfor.
После ухода оба хотели создать «что-то на глобальном рынке», рассказывают партнёры. Нишу выбирали по нескольким критериям.
Первое, мы хотели строить международный бизнес, нам важен масштаб. Во-вторых, у нас нет спекулятивных желаний заработать денег, продать компанию — хотели построить что-то, что будет жить долго, возможно, ещё и после нас, поэтому мы искали большой рынок, куда можно проинвестировать 10-15 лет жизни. И в-третьих, мы искали модель, которую хотя бы примерно понимаем, как делать с нашим бэкграундом. Максим Фирсов
Подходящую бизнес-модель заметили в США: в 2010-е её придумали компании 101 Commerce и Goja. Идея была в том, чтобы полностью выкупать бизнес успешных продавцов с собственной торговой маркой, которые торгуют на Amazon, и развивать его.
Формально начали работать в феврале 2021 года — сняли в коворкинге два рабочих места и привлекли первые инвестиции, «небольшой непубличный раунд в несколько миллионов долларов».
Тогда же стали собирать команду и открыли американское юрлицо. Сейчас штаб-квартира Accel Club находится в Амстердаме, есть офисы в США, Китае и Москве. В ноябре компания объявила, что привлекла $170 млн. По словам Фирсова, эта сумма включает первые инвестиции.
Что именно покупает стартап
Весь бизнес: кроме товарного знака и аккаунтов на маркетплейсах, контракты с производителями, поскольку обычно продавцы используют чужое производство. Иногда команда продавца, если она есть, присоединяется к команде Accel Club: специалисты, которые занимаются цепочками поставок, маркетингом, аналитикой и другие.
Как правило, команда небольшая, до пяти человек. Если продавец большой, может быть до десяти. Но есть кейсы, когда успешный крупный бренд управляется вообще одним основателем, и у него может быть один-два человека в помощи. Поэтому часто команды как таковой нет. Но если она есть, мы готовы её брать, чтобы усилить свою. Максим Фирсов
На всю сделку с проверкой бизнеса уходит 3-5 недель: от момента, когда стороны договорились по основным условиям, до подписания обязывающих документов. Суммы сделок определяются индивидуально, но ключевое, от чего отталкивается Accel Club, — прибыльность.
Что происходит с брендом после покупки
Accel Club называет себя не инвестфондом, а операционной компанией, поскольку после сделок оптимизирует бренды и дальше их растит на каждом этапе: от поиска правильного производства до маркетинга, креативов и выхода на новые рынки.
Бренд попадает в нашу команду, за ним закрепляется человек, который за него отвечает. Дальше с ним работают разные функциональные команды, они есть на каждом из участков: цепочки поставок, бренд-маркетинг, перфоманс-маркетинг, дизайнеры, копирайтеры и так далее. Где-то мы расширяем bottleneck («узкие места», ограничения, сдерживающие эффективность — vc.ru), где-то добавляем экспертизу.Если говорить, где есть быстрые «победы» — просто оптимизации: продавцы могут неэффективно делать перфоманс-маркетинг, мы его оптимизируем, может быть не оптимальная логистика. Частая история — ассортимент, например, один продукт не нужен уже, а другой можно было бы развивать больше. Николай Тузенко
Инвестиции в технологии помогают реализовать потенциал купленного бренда: «Он попадает в нашу технологическую инфраструктуру — у нас много аналитики, метрик, которые продавцы обычно не отслеживают, не инвестируют в это».
Одновременно команда смотрит, на какие ещё маркетплейсы можно вывести бренд, но отталкивается не от региона, а от категории: «Например, у нас много товаров для питомцев, с ними мы пойдём на американский маркетплейс Chewy, где продаются классные вещи для собак и кошек. Есть другие специализированные площадки вроде Wayfair, куда мы пойдём уже с товарами для дома и кухни».
Пока стартап работает в 20 странах и с восемью площадками, среди которых Amazon, Ebay, Chewy, Etsy и Shopify. Последний позволяет брендам создавать свои интернет-магазины. На российские платформы пока выходить на планируют.