Основатель Uvenco — о допущенных ошибках и полученных уроках

Inc.Бизнес

5 ошибок основателя Uvenco предпринимателя Бориса Белоцерковского

Иллюстрация: Любовь Дронова

Первый бизнес — кооператив по производству свечей для праздничных тортов — Борис Белоцерковский открыл в конце 1970-х. За последующие сорок лет ему довелось пройти через все кризисы нашего времени, от краха СССР до пандемии, построить и потерять крупный игорный бизнес* и создать новую компанию. Сейчас бизнесмену принадлежит крупнейший вендинговый оператор России — Uvenco, сеть офисных микромаркетов SELF и завод по производству вендинга Unicum. О допущенных ошибках и полученных уроках Борис Белоцерковский рассказал Inc. Russia.

*Вместе с Олегом Бойко выступал в роли совладельца холдинга Ritzio Entertainment Group, под его управлением были казино «Вулкан», «Десперадо» и «Миллион». В 2006 году выручка холдинга составила $1,1 млрд. В 2009 году, после запрета игорного бизнеса в России, Белоцерковский вышел из Ritzio Entertainment.

1Не считался с конкурентами

Мне повезло провести всю жизнь в «голубых океанах». Unicum когда-то был единственным в России производителем оборудования для игорного бизнеса. Когда игорного бизнеса не стало, остались 500 высококвалифицированных рабочих и пришлось срочно искать новую нишу. Так Unicum стал производителем торговых автоматов, почтоматов и банковских терминалов. Когда мы начинали с вендинговым бизнесом, а позже — с микромаркетами SELF, конкуренции тоже практически не было.

Я уверен, что стартовать на новом рынке — лучший вариант. Влезая на уже существующий рынок с высокой конкуренцией, тратишь гораздо больше ресурсов. Но у «голубых океанов» есть свои опасности. Одна из них — отсутствие бурь. Допустим, вы придумали уникальный актуальный продукт и успешно его раскрутили. Первое время основная задача — успевать выполнять заказы. Но развитие всегда идет от простого к сложному, потребители становятся все более опытными, их запросы растут, число игроков увеличивается. Поэтому нужно непрерывно заниматься своим продуктом, улучшать и совершенствовать его. Любой океан рано или поздно «краснеет».

Это понимаешь умом, готовишься к этому морально, организационно, финансово. Но порой, закопавшись в сотне рутинных дел, забываешься. А иной раз мелькнет крамольная мысль — может, обойдётся? Я, честно говоря, когда-то до последнего не верил, что игорный бизнес схлопнется до нуля, а не перейдет в цивилизованное русло, и это усложнило ситуацию. Точно так же в марте 2020 года невозможно было представить себе, что вскоре поход в магазин станет квестом, а сотрудники — картинками в Zoom. Пандемийный «чёрный лебедь» очень сильно попортил наши планы утроить число офисных микромаркетов SELF, во время самоизоляции обороты упали до 80–90%.

Плавая в «голубом океане», в какой-то момент выныриваешь из рутины, оглядываешься — а вокруг мощные конкуренты, и многие из них на тебя похожи. У нас так получилось с одним из основных конкурентов SELF — «ВкусВиллом». Когда мы принимали решение выйти на рынок микромаркетов, я отдавал себе отчет в том, что у нас нет известного бренда, в отличие от конкурентов из ретейла. Зато у нас есть технологии, выстроенная система оперирования, собственное производство оборудования, нужный автопарк и обученный персонал. По ценовому признаку мы ни с кем не конкурировали, цены у всех примерно одинаковые. Но постепенно начали сливаться кривые ценностей: «полноценное питание для ваших сотрудников прямо в офисе в режиме 24/7» уже не было только нашим ноу-хау.

Теперь мы плаваем если не в «красном», то в «розовом» океане, и должны постоянно корректировать стратегию, отстраиваясь от конкурентов: менять ассортимент, предлагать новые способы оплаты, систему лояльности, и т. д. Возможно, в 2018–2019 годах нам нужно было больше вложиться в развитие бренда SELF. Но тогда очень много усилий уходило на продвижение потенциальным клиентам самого формата: приходилось показывать, как это работает, объяснять преимущества. А многие просто не верили, что мы и поставим микромаркет, и будем его обслуживать абсолютно для них бесплатно. Те, кто пришел на рынок после нас, на просвещение тратили гораздо меньше ресурсов.

2Штурмовал зарубежный рынок без мощной предварительной подготовки

В далеком и прекрасном 2014 году Россия еще была интересна мировому сообществу, Uvenco развивалась чуть ли не в геометрической прогрессии и у команды началось легкое головокружение от успехов. И мы решили попробовать выйти на зарубежные рынки. Наскоро купили долю в английском вендинговом операторе SnackTime. Планировали создать английскую компанию и проапдейтить ее нашими технологиями. Увы, из этого не вышло ничего хорошего. Во-первых, мы спешили и не провели нормальный due diligence. Компания оказалась в более плачевном положении, чем мы думали. Во-вторых, изрядную часть оборудования, которое принадлежало SnackTime, можно было снимать в фильмах о 60–70-х — настолько оно оказалось примитивным. Устанавливать в эти ящики телеметрию было бессмысленно, полностью менять парк автоматов — неоправданно дорого. В-третьих, и это самое забавное, мы оказались не готовы к пресловутой разнице менталитетов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ярославна, которая плачет Ярославна, которая плачет

Самая известная княгиня в древнерусской истории, о которой мы знаем крайне мало

Дилетант
Турция Турция

Турция сегодня – это друг или враг?

Esquire
Бал-маскарад Бал-маскарад

Нарядный интерьер с французским настроением в современной московской квартире

AD
Как обеспечить мир и гармонию между старшими и младшими детьми Как обеспечить мир и гармонию между старшими и младшими детьми

Как подготовить старших к появлению младших и обеспечить их сосуществование

СНОБ
Язык для двоих: как устроен нинильчикский диалект русского языка, который сохранился на Аляске с XVIII века Язык для двоих: как устроен нинильчикский диалект русского языка, который сохранился на Аляске с XVIII века

В поселке Нинильчик на юге Аляски живут последние носители уникального диалекта

Esquire
Как угнаться за модой? Стать настоящим собой Как угнаться за модой? Стать настоящим собой

Нравиться должна не одежда, которую вы носите, а человек, который ее надевает

GQ
Природные мотивы Природные мотивы

Современный интерьер тяготеет к экоконцепции

Идеи Вашего Дома
Что это было: 5 самых загадочных болезней современности Что это было: 5 самых загадочных болезней современности

Некоторым головоломкам врачи так и не смогли найти объяснения

Playboy
От боли в спине до недержания: чем опасна позвоночная грыжа От боли в спине до недержания: чем опасна позвоночная грыжа

Межпозвоночные грыжи: причины их возникновения, методы лечения и профилактики

Cosmopolitan
Бренд-шеф Александр Богданов: «Самое важное – понимать, что ты востребован» Бренд-шеф Александр Богданов: «Самое важное – понимать, что ты востребован»

Бренд-шеф Александр Богданов — чем российская гастрономия отличается от западной

GQ
Вся наша жизнь игра: топ самых интересных настольных игр для маленькой и большой компании Вся наша жизнь игра: топ самых интересных настольных игр для маленькой и большой компании

Самые интересные и популярные настольные игры для веселых компаний последних лет

Популярная механика
5 суперспособностей кошек, о которых мало кто подозревает 5 суперспособностей кошек, о которых мало кто подозревает

Кошки удивительнее, чем вы думали!

Maxim
Неолит в Юго-Восточном Узбекистане начался в VI тысячелетии до нашей эры Неолит в Юго-Восточном Узбекистане начался в VI тысячелетии до нашей эры

Археологи провели исследование скального навеса Кайнар-Камар

N+1
Как устроена метавселенная и почему за ней будущее: другая реальность уже близко Как устроена метавселенная и почему за ней будущее: другая реальность уже близко

Об устройстве метавселенных, главных трендах и перспективах

Популярная механика
Что с них взять? Что с них взять?

10 очень мужских особенностей поведения, которые пригодились бы женщинам

Maxim
Полезен и для сердца, и для кишечника! 7 преимуществ авокадо Полезен и для сердца, и для кишечника! 7 преимуществ авокадо

Питательное, универсальное и вкусное авокадо: в чем его секрет?

Cosmopolitan
Читаем отрывок из новой книги Орхана Памука «Чумные ночи» Читаем отрывок из новой книги Орхана Памука «Чумные ночи»

Отрывок из книги Орхана Памука об эпидемии чумы на небольшом острове

РБК
Вредны ли электронные сигареты: 5 причин отказаться от этого опасного увлечения Вредны ли электронные сигареты: 5 причин отказаться от этого опасного увлечения

Вредны ли электронные сигареты (вейп) для здоровья, и в чем их вред?

Playboy
Битвы заблуждений Битвы заблуждений

Баталии между приверженцами двух одинаково ложных научных теорий

Вокруг света
Это фантастика! Это фантастика!

Казалось бы, в сексе сложно ждать каких-то прорывов, и все же...

Men’s Health
Шины-убийцы: все, что нужно знать о канцерогенах в резине Шины-убийцы: все, что нужно знать о канцерогенах в резине

Автомобильные колеса сами по себе зло

Maxim
Почему соцсети влияют на мозг и как понять, что появилась зависимость Почему соцсети влияют на мозг и как понять, что появилась зависимость

Проводите в своем аккаунте больше двух часов?

РБК
Китай Китай

Какое будущее у отношений Китая и России?

Esquire
Блиц: Gavrilina Блиц: Gavrilina

Блиц-интервью с Юлией Гаврилиной: неожиданные вопросы и быстрые ответы

ЖАРА Magazine
Свет из твердого тела: как работают сверхмощные диоды Свет из твердого тела: как работают сверхмощные диоды

Современные источники освещения уже давно выглядят не так, как прежде

Популярная механика
Спокойной ночи: 25 идей для декора спальни Спокойной ночи: 25 идей для декора спальни

Думаешь, в спальне только спят, и заморачиваться с ее обустройством не стоит?

Cosmopolitan
Как избавиться от пробок в миндалинах в домашних условиях — безопасные методы Как избавиться от пробок в миндалинах в домашних условиях — безопасные методы

Как справиться с пробками в миндалинах?

Cosmopolitan
Генетический страх одиночества ведет к замужеству: рассуждает Михаил Лабковский Генетический страх одиночества ведет к замужеству: рассуждает Михаил Лабковский

Половина браков распадается — это статистика

VOICE
Шестое чувство Шестое чувство

Дизайнер Чад Дорси наполняет квартиры вещами, которые дороги заказчикам

AD
Хакоми: тело как улика Хакоми: тело как улика

Иногда нам кажется, что мы живем не своей жизнью. Почему?

Psychologies
Открыть в приложении