Основатель Uvenco — о допущенных ошибках и полученных уроках

Inc.Бизнес

5 ошибок основателя Uvenco предпринимателя Бориса Белоцерковского

Иллюстрация: Любовь Дронова

Первый бизнес — кооператив по производству свечей для праздничных тортов — Борис Белоцерковский открыл в конце 1970-х. За последующие сорок лет ему довелось пройти через все кризисы нашего времени, от краха СССР до пандемии, построить и потерять крупный игорный бизнес* и создать новую компанию. Сейчас бизнесмену принадлежит крупнейший вендинговый оператор России — Uvenco, сеть офисных микромаркетов SELF и завод по производству вендинга Unicum. О допущенных ошибках и полученных уроках Борис Белоцерковский рассказал Inc. Russia.

*Вместе с Олегом Бойко выступал в роли совладельца холдинга Ritzio Entertainment Group, под его управлением были казино «Вулкан», «Десперадо» и «Миллион». В 2006 году выручка холдинга составила $1,1 млрд. В 2009 году, после запрета игорного бизнеса в России, Белоцерковский вышел из Ritzio Entertainment.

1Не считался с конкурентами

Мне повезло провести всю жизнь в «голубых океанах». Unicum когда-то был единственным в России производителем оборудования для игорного бизнеса. Когда игорного бизнеса не стало, остались 500 высококвалифицированных рабочих и пришлось срочно искать новую нишу. Так Unicum стал производителем торговых автоматов, почтоматов и банковских терминалов. Когда мы начинали с вендинговым бизнесом, а позже — с микромаркетами SELF, конкуренции тоже практически не было.

Я уверен, что стартовать на новом рынке — лучший вариант. Влезая на уже существующий рынок с высокой конкуренцией, тратишь гораздо больше ресурсов. Но у «голубых океанов» есть свои опасности. Одна из них — отсутствие бурь. Допустим, вы придумали уникальный актуальный продукт и успешно его раскрутили. Первое время основная задача — успевать выполнять заказы. Но развитие всегда идет от простого к сложному, потребители становятся все более опытными, их запросы растут, число игроков увеличивается. Поэтому нужно непрерывно заниматься своим продуктом, улучшать и совершенствовать его. Любой океан рано или поздно «краснеет».

Это понимаешь умом, готовишься к этому морально, организационно, финансово. Но порой, закопавшись в сотне рутинных дел, забываешься. А иной раз мелькнет крамольная мысль — может, обойдётся? Я, честно говоря, когда-то до последнего не верил, что игорный бизнес схлопнется до нуля, а не перейдет в цивилизованное русло, и это усложнило ситуацию. Точно так же в марте 2020 года невозможно было представить себе, что вскоре поход в магазин станет квестом, а сотрудники — картинками в Zoom. Пандемийный «чёрный лебедь» очень сильно попортил наши планы утроить число офисных микромаркетов SELF, во время самоизоляции обороты упали до 80–90%.

Плавая в «голубом океане», в какой-то момент выныриваешь из рутины, оглядываешься — а вокруг мощные конкуренты, и многие из них на тебя похожи. У нас так получилось с одним из основных конкурентов SELF — «ВкусВиллом». Когда мы принимали решение выйти на рынок микромаркетов, я отдавал себе отчет в том, что у нас нет известного бренда, в отличие от конкурентов из ретейла. Зато у нас есть технологии, выстроенная система оперирования, собственное производство оборудования, нужный автопарк и обученный персонал. По ценовому признаку мы ни с кем не конкурировали, цены у всех примерно одинаковые. Но постепенно начали сливаться кривые ценностей: «полноценное питание для ваших сотрудников прямо в офисе в режиме 24/7» уже не было только нашим ноу-хау.

Теперь мы плаваем если не в «красном», то в «розовом» океане, и должны постоянно корректировать стратегию, отстраиваясь от конкурентов: менять ассортимент, предлагать новые способы оплаты, систему лояльности, и т. д. Возможно, в 2018–2019 годах нам нужно было больше вложиться в развитие бренда SELF. Но тогда очень много усилий уходило на продвижение потенциальным клиентам самого формата: приходилось показывать, как это работает, объяснять преимущества. А многие просто не верили, что мы и поставим микромаркет, и будем его обслуживать абсолютно для них бесплатно. Те, кто пришел на рынок после нас, на просвещение тратили гораздо меньше ресурсов.

2Штурмовал зарубежный рынок без мощной предварительной подготовки

В далеком и прекрасном 2014 году Россия еще была интересна мировому сообществу, Uvenco развивалась чуть ли не в геометрической прогрессии и у команды началось легкое головокружение от успехов. И мы решили попробовать выйти на зарубежные рынки. Наскоро купили долю в английском вендинговом операторе SnackTime. Планировали создать английскую компанию и проапдейтить ее нашими технологиями. Увы, из этого не вышло ничего хорошего. Во-первых, мы спешили и не провели нормальный due diligence. Компания оказалась в более плачевном положении, чем мы думали. Во-вторых, изрядную часть оборудования, которое принадлежало SnackTime, можно было снимать в фильмах о 60–70-х — настолько оно оказалось примитивным. Устанавливать в эти ящики телеметрию было бессмысленно, полностью менять парк автоматов — неоправданно дорого. В-третьих, и это самое забавное, мы оказались не готовы к пресловутой разнице менталитетов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Техника бокса Техника бокса

Современный спорт – это технологии

Популярная механика
Монеты за любовь Монеты за любовь

Фанатские токены — новая PR-модель или рай для спекулянтов?

Forbes
«Да всю правду доложи»: как определить и о чем расскажет твой цвет ауры «Да всю правду доложи»: как определить и о чем расскажет твой цвет ауры

Как определить цвет своей ауры и узнать её обозначение?

VOICE
Реальны ли призраки? Реальны ли призраки?

Только наука и логика являются настоящими охотниками за привидениями

Популярная механика
Голоса отчуждения: каково это — жить с диагнозом «шизофрения» Голоса отчуждения: каково это — жить с диагнозом «шизофрения»

Как больной шизофренией удалось стать профессором права

Esquire
Почему болит слева под ребрами: самые распространенные причины Почему болит слева под ребрами: самые распространенные причины

Почему появилась боль слева под ребрами, когда идти к врачу?

Cosmopolitan
8 интересных фактов о Дне сурка 8 интересных фактов о Дне сурка

Почему мы придаём такое большое значение Дню сурка?

Популярная механика
Нина Дворжецкая и Алексей Колган: Нина Дворжецкая и Алексей Колган:

Нина Дворжецкая и Алексей Колган — о своей семье, детях и любви

Караван историй
Трамплин для переезда: стоит ли проходить зарубежный акселератор и что иметь в виду Трамплин для переезда: стоит ли проходить зарубежный акселератор и что иметь в виду

Какие ожидания от топовых мировых акселераторов оправданны

Forbes
Как выглядит и чем живет единственная дочь покойной Анны Николь Смит Как выглядит и чем живет единственная дочь покойной Анны Николь Смит

История Анны Николь Смит и её детей

Cosmopolitan
Тело в огне: почему появляется экзема и как с ней бороться Тело в огне: почему появляется экзема и как с ней бороться

Все о типах экземы, их особенностях и правильном лечении

Cosmopolitan
Сергей Безруков и Анна Матисон: «Нет ничего лучше, чем создавать что-то вместе» Сергей Безруков и Анна Матисон: «Нет ничего лучше, чем создавать что-то вместе»

Сергей Безруков и Анна Матисон — о новом проекте и совместной работе

Cosmopolitan
Свадебная революция Свадебная революция

Как финансовый менеджер из России строит бизнес на американских молодоженах

Forbes
5 лайфхаков, которые позволяют разграничить работу и личную жизнь в смартфоне 5 лайфхаков, которые позволяют разграничить работу и личную жизнь в смартфоне

Эффективные способы разграничения личного и рабочего пространства в смартфоне

CHIP
Докопаться до биржи Докопаться до биржи

Якутская компания «Алмар» планирует привлечь 700 млн рублей от инвесторов на IPO

Эксперт
Лицо с обложки — чьё оно?! Лицо с обложки — чьё оно?!

Как креативность книжных издательств сказывается на исторической достоверности?

Дилетант
7 веских причин добавить питайю в свой рацион 7 веских причин добавить питайю в свой рацион

Питайя, или драконий фрукт, имеет ряд полезных для нашего организма свойств

Cosmopolitan
Умиротворяющая атмосфера Умиротворяющая атмосфера

На первый взгляд в интерьере этой квартиры доминирует современная эстетика

Идеи Вашего Дома
Ему домкрат, тебе духи: как гендерные праздники тиражируют стереотипы о женщинах Ему домкрат, тебе духи: как гендерные праздники тиражируют стереотипы о женщинах

14 февраля, 23 февраля и 8 марта — дни, когда реклама транслирует стереотипы

Forbes
10 самых необычных арт-объектов России 10 самых необычных арт-объектов России

Оригинальные скульптуры и инсталляции, которые выбирали «всем миром»

Лиза
Самое полезное в яйце: что такое лецитин и зачем он нужен Самое полезное в яйце: что такое лецитин и зачем он нужен

Лецитин — популярная пищевая добавка, которая позволяет делать эмульсии

РБК
«Косточка на ноге» «Косточка на ноге»

Как избавиться от выпирающей шишки на стопе

Лиза
Осторожно, массаж Ко Би До: почему его нельзя делать до 30 лет и самостоятельно Осторожно, массаж Ко Би До: почему его нельзя делать до 30 лет и самостоятельно

Ко Би До - не новое изобретение, этой технике массажа сотни лет

Cosmopolitan
Сокровище среднерусских пещер Сокровище среднерусских пещер

Самый заметный, интересный и притягательный мох — схистостега перистая

Наука и жизнь
Продукты, которые все считают полезными, и совершенно напрасно Продукты, которые все считают полезными, и совершенно напрасно

Как эти продукты вводят нас в заблуждение?

Maxim
То ли девочка, то ли виденье: жутковатая «ожившая кукла» из Японии То ли девочка, то ли виденье: жутковатая «ожившая кукла» из Японии

Лулу — наполовину человек, на другую половину — кукла

VOICE
Работать нельзя перегореть Работать нельзя перегореть

Мы знаем кратчайший путь к выходу из выгорания. Следуйте за нами

Men’s Health
Миссия выполнима? Миссия выполнима?

Ян Гэ знает, как справляться со сложностями!

Glamour
Светящиеся кошки, антитела в бананах и продукты с ядом: 10 безумных экспериментов с ДНК Светящиеся кошки, антитела в бананах и продукты с ядом: 10 безумных экспериментов с ДНК

Перед вами 10 странных экспериментов над живой природой

Популярная механика
Купите бублики Купите бублики

Александр Добровинский подслушал историю дамского счастья у дверей магазина

Tatler
Открыть в приложении