«Всему свое место»
Необыкновенная история алфавитного порядка
Справочники, телефонные книги и словари, как правило, упорядочивают содержимое по алфавиту. Мы привыкли к тому, что это стандартный метод сортировки данных, но так было не всегда. В книге «Всему свое место: Необыкновенная история алфавитного порядка» (издательство «Альпина нон-фикшн»), переведенной ну русский язык Тамарой Казаковой, историк Джудит Фландерс рассказывает, как люди начали структурировать реальность с помощью символических систем. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом, посвященным библиотекам в монастырях, практикам иерархического упорядочивания знаний и появлению альтернативных систем организации материала.
Бенедиктинцы. Монастыри и раннее Средневековье
Падение Западной Римской империи в 476 г. сопровождалось в Западной Европе разрывом с античной традицией. Преподавание грамоты теперь почти полностью оказалось в ведении церкви, в то время как общественная литературная жизнь за пределами религиозных учреждений стремительно приходила в упадок. Последняя публичная библиотека в Риме была основана императором Александром Севером (правил в 222–235 гг. н. э.), после чего общественных библиотек в античном мире больше не появлялось.
Это не означало, что не было вообще никаких библиотек, но с тех пор они принадлежали в основном церковному миру и располагались в монастырях. Евсевий сообщал о своих занятиях в Иерусалимской библиотеке в правление епископа Александра (ум. 250); имеются сведения о церковной библиотеке самого начала IV в. в Цирте (в современном Алжире) и о еще одной библиотеке того же времени в монастыре в Тавенисси, поблизости от Дендеры, в Египте. Первая известная нам монастырская библиотека в Западной Европе датируется VI в. Она находилась в Виварии, в нынешней Калабрии, и была основана высокопоставленным государственным деятелем Остготского королевства Кассиодором (ок. 485—ок. 585) после его отставки.
Подобные библиотеки создавались отнюдь не для того, чтобы демонстрировать миру богатства монастырей, но представляли собой коллекции, имевшие вполне практическую задачу: обеспечивать членов общин духовной пищей. Монастырский устав в Тавенисси требовал, чтобы каждый вечер монахи возвращали книги ответственному за них брату, который их пересчитывал, дабы убедиться в отсутствии каких-либо утрат, а затем помещал под замок в fenestra, обычно представлявшую собой зарешеченную нишу в каменной стене. (Слово fenestra чаще всего переводится «окно», но также могло означать отверстие или углубление в стене.)
Так началось тысячелетие монастырской учености. Преподобный Бенедикт (480—543/547) разработал ряд правил для установления гармонии в жизни религиозной общины, известных как «Устав святого Бенедикта», главное из них гласило: Оra et labora («Молись и трудись»). Чтение было одним из видов духовного труда, и от братии требовалось проводить много времени за книгами. Бенедикт постановил, чтобы в Великий пост каждый брат «получал по одной книге из библиотеки и прочитывал ее полностью», — убедительное свидетельство того, что бенедиктинские монастыри располагали достаточным запасом книг, чтобы одновременно обеспечить всех членов ордена. К 831 г. библиотека бенедиктинского аббатства Сен-Рикье на севере Франции содержала 250 томов, в описании они были разделены по категориям: богословие, грамматика, история, география, проповеди и богослужебные книги. Библиотека бенедиктинского аббатства св. Галла, основанная в 720 г. (ныне на территории Швейцарии), использовала аналогичную классификацию.
Многие другие библиотеки также выстраивали перечни книг, а скорее всего, и сами книги в иерархическом порядке. Первую и самая главную группу составляли рукописи Библии; далее сле довали сочинения отцов церкви*, затем богословие в целом, потом гомилии, или проповеди ; жития святых и, наконец, светская литература, которая иногда подразделялась на произведения христианских авторов, им отдавалось предпочтение, и книги языческих писателей.
*Термин «отцы церкви» относится к авторитетным богословам, которые жили и писали вплоть до VII–VIII вв. В западный канон входили четверо Великих отцов церкви : Амвросий, Иероним, Аврелий Августин и Григорий Великий, а также ряд апостольских мужей, латинских и греческих отцов церкви, включая Климента Римского, Климента Александрийского, Григория Богослова (Назианзина), Исидора Севильского, Иоанна Златоуста, Иоанна Дамаскина, мученика Иустина Философа, Оригена Адаманта и Тертуллиана.
Религиозные библиотеки преобладали, и одним из немногих исключений была дворцовая библиотека в Аахене, при дворе Карла Великого, хотя даже за этой королевской библиотекой надзирал священник. В 782 г. Алкуин (735–804), английский богослов, писатель и учитель, получивший образование в Йорке у учеников Бéды Достопочтенного, был поставлен во главе дворцовой школы и в этом качестве способствовал расширению придворной библиотеки, превратив ее в прославленный центр, из которого знания и рукописи распространялись повсюду. При Алкуине дворцовая библиотека, по-видимому, включала не только стандартные богословские тексты, но и светские произведения и даже книги на немецком языке, наряду с латинскими. Несмотря на литературные богатства, обнаруженные в этом центре западной цивилизации, Алкуин тосковал по Йоркской библиотеке, где он провел студенческие дни, так что даже составил ее воображаемый каталог (о «воображаемости» каталога мы можем заключить из того, что на тот момент в Йорке не было всех перечисленных в нем книг), расположив произведения по образцу монастырских библиотек в иерархическом порядке: