Все, что вам нужно знать об операторе-постановщике Давиде Хайзникове
Давид Хайзников снял первый российский проект Apple – фильм «Эрмитаж. Снято на iPhone 11 Pro». В интервью GQ он публично признается в своих косяках и намекает, где в пятичасовом видео спрятаны пасхалки.
Давай для начала пару слов о себе? Ты не очень публичен, по крайней мере, был до этого проекта с Apple, в сети даже интервью нет.
Да, никогда не думал, что моя работа может быть интересна широкой публике, сейчас открываю для себя что-то совершенно новое. Я же оператор, привык находиться за кадром. Родился в Москве, в 15 лет самостоятельно переехал в Израиль, чтобы там окончить школу и пойти в армию. Но в старших классах увлекся фотографией, поэтому вместо армии решил вернуться в Москву и поступать во ВГИК на оператора. Оказалось, что институт не принимает израильский аттестат, так что поступление пришлось отложить на год, чтобы еще раз закончить в Москве школу экстерном. На следующий год я снова не поступил, завалил экзамены. Только через год меня взяли. Вообще, это неплохо, я знаю людей, которые поступили только с 9 раза. Учился в мастерской Игоря Семеновича Клебанова. Сразу начал работать: сперва механиком, потом крутил фокус, работал вторым оператором. После пошли собственные проекты с режиссером Пашей Костомаровым – «Эпидемия», «Чернобыль» и, пожалуй, один из самых необычных для российского рынка – это «Перевал Дятлова» (прим. ред. – премьера осенью 2020 года). Мы с режиссером Валерием Федоровичем и Евгением Никишовым снимали пилот на пленку 16 мм, что довольно необычно. Я люблю работать с пленкой, это удивительный опыт. Еще на пленку я снял короткометражный фильм Douggy с режиссером Матвеем Фиксом, он получил Kodak Student Scholarship Award, и его показали на множестве фестивалей, от Локарно до New York Film Festival и ММКФ.
Режиссер проекта «Эрмитаж. Снято на iPhone» Аксинья Гог говорит, что ты – единственный оператор-постановщик, которого не испугал бриф «5 часов, 1 дубль». Такое ощущение, что рано или поздно любой уважающий себя оператор должен снять какой-то проект без склеек. Ты поэтому согласился?
Ну получается, я его уже снял, но дело вовсе не в галочке для резюме, все должно идти от задумки. У режиссеров есть обычно страх, что длинный кадр наскучит зрителю, но мне кажется, операторам такая задача всегда нравится. Хотя пять часов – это уникальный случай, конечно.
Я люблю пробовать что-то новое, люблю риск и эксперименты, люблю искать какие-то новые решения. Не просто адаптировать готовые, а именно создавать что-то свое.
Вообще, сначала Аксинья из-за NDA не могла раскрыть многих подробностей проекта, так что подписался на него практически вслепую. Когда узнал, что это Apple и Эрмитаж, был очень рад. Думаю, многие хотели бы оказаться на моем месте. Придумать концепцию было задачей Аксиньи, а мне надо было решить, как все ее творческие идеи реализовать. Вообще, сначала я очень обрадовался: увидел это пространство музея, этот масштаб, сразу решил, что тут будем снимать с дрона, тут лебедку подвесим и запустим телефон через весь зал, чтобы панорамно снять один из танцев. А потом выяснилось, что ничего этого делать нельзя. Кругом бесценные произведения искусства, вдруг дрон им повредит. Пришлось искать какие-то новые решения. Три месяца мы готовились к одной-единственной смене. Для меня это беспрецедентный опыт, готовить одну смену так долго! Мы прошлись по музею бесчисленное количество раз, отсматривали залы, искали наиболее киногеничные места и предметы, потом думали, как показать это с максимальной выразительностью. Полноценной репетиции у нас не было. Был один понедельник, это методический день в музее, когда нам удалось пройтись по маршруту поэтапно. Но полностью, без перерывов, весь маршрут мы прошли впервые прямо на съемке.