Время пришло: как часовые и ювелирные бренды осваивают NFT-вселенную
Вслед за миром современного искусства и модной индустрией, к процессу внедрения NFT-технологий подключились часовые и ювелирные бренды. Forbes Life рассказывает, зачем нужны виртуальные часы и можно ли балансировать между реальным и виртуальным продуктом
С проникновением в часовой и ювелирной мир NFT, дающих эксклюзивное право на владение неким цифровым активом, эксперты задаются вопросами: зачем вообще нужны часы, которые невозможно носить и проверять по ним время? Заинтересуют ли цифровые модели часовых коллекционеров, которые привыкли владеть редкими, осязаемыми экземплярами? Насколько долгосрочными и выгодными могут стать инвестиции в цифровые часы и украшения?
Судя по тому, какие разные вариации взаимодействия с виртуальным миром предлагают сами часовщики и ювелиры, они все еще находятся в активном поиске ответов на эти вопросы. Так или иначе, для часового, а заодно и ювелирного мира, эксперименты с NFT-технологиями только начинаются.
Пионеры NFT-времени
Первые в мире NFT-часы были созданы в марте 2021 года вовсе не часовой компанией, как логично было бы предположить, а швейцарской фирмой WiseKey, которая занимается вопросами кибербезопасности. Невзаимозаменяемый токен в виде часов она представила как раз для запуска нового сервиса по цифровой идентификации и блокчейн-защите дорогих наручных часов. Правда, в этой премьере WiseKey заручились поддержкой авторитета в часовой индустрии — Жана-Клода Бивера, который за 45 лет своей карьеры, успел поднять на новую высоту бренды Audemars Piguet и Omega, возродить Blancpain и Hublot, а также занимал должность президента часового подразделения LVMH Group, куда входят Zenith, TAG Heuer и тот же Hublot. Облик модели Bigger Bang All Black Tourbillon Chrono из арсенала последнего бренда и стал прототипом для первых в мире NFT-часов. Бивер и Карлос Морейра, глава WiseKey, представили проект 30 марта 2021 года в прямом эфире, который показывали прямо на Таймс Сквер в Нью-Йорке, на экране, где обычно транслируются индексы NASDAQ.
Часовой токен в течение месяца продавался на аукционе на платформе Wise Art и высшая ставка достигла суммы в $63 000 — эти средства были направлены в пользу фонда по борьбе с бедностью и болезнями Bill & Melinda Gates Foundation.
Вторые в мире цифровые часы — NFT SF24 Tourbillon, которые сгенерировали в часовом бренде Jacob & Co. в США, — этот рекорд побили. В апреле 2021 года они были проданы на аукционе ArtGrails на платформе, крупнейшего NFT-маркетплейса OpenSea за $100 000 (при эстимейте в $1000 и при цене реальной модели часов в $210 000 ) анонимному покупателю. Если оригинальная материальная версия часов имела функцию демонстрации времени в двух поясах с указанием 24 городов мира, то в виртуальной версии в короткой 10-секундной анимации перечислялись названия 10 криптовалют. В этот невзаимозаменяемый токен были вписаны имена создателя и владельца, сгенерирована даже коробка для часов и приложен сертификат подлинности.
Спустя год в Jacob & Co. создали одновременно и физическую, и NFT-коллекцию женских часов Astronomia Metaverso NFT Venus, которая была представлена к награде на ежегодной премии Grand Prix d’Horlogerie de Geneve 2022 (GPHG) в Женеве в категории «лучшие ювелирные часы». Пять моделей с миниатюрным изображением планет из драгоценных материалов под куполом из сапфирового стекла существуют в коллекции в реальности, а еще три — исключительно в крипто-сфере.
За NFT-проектами Jacob & Co. стоит 30-летний Бенжамин Арабо, исполнительный директор компании и сын основателя бренда Джейкоба Арабо, которого журнал Forbes включил в рейтинг 30 Under 30, формирующих новое будущее, в том числе и в часовой индустрии.
В начале 2022-ого швейцарский бренд Louis Monet запустил 1000 уникальных NFT, облик который был вдохновлен моделью часов Space Revolution 2021 Edition. Проект был создан цифровым 3D-разработчиком Tafi и представлен на рынке через платформу Exclusible.com. Если верить данным Louis Monet, то все 1000 NFT были проданы за семь минут, а еще 2000 следом появились на вторичном рынке по двойной цене. Виртуальное предложение бренд подкрепил и реальным: двое из владельцев токенов Space Revolution получили шанс выиграть настоящие часы Super Moon во время салона Watches & Wonders 2022 в Женеве.
Еще в одном швейцарском бренде TAG Heuer возможности собственных передовых технологий в июне 2022 года объединили с амбициями владельцев коллекций NFT-искусства. Обладателям смарт часов TAG Heuer Connected Calibre E4 предлагается продемонстрировать свои NFT-произведения (с подтверждением права собственности) через новый циферблат Lens. Для этого лишь нужно загрузить соответствующие обновления в App Store и Google’s Play Store — и новая функция заработает.