Система ABS в автомобиле: сокращает ли она тормозной путь?
Изучаем главный факт о системе, которая знакома абсолютному большинству водителей.
Большую часть водителей интересует разгонная динамика их автомобилей, но вот об эффективности тормозной динамики задумывается мало кто. А ведь уверенное замедление и торможение до полной остановки важны для безопасности гораздо больше, чем максимальная скорость. И огромную роль в безопасность на дорогах вносит антиблокировочная система (АБС или ABS), которой оснащается абсолютное большинство современных автомобилей — система обязательна с 2004 года .
Как работает АБС
С того момента, как у человечества появились колесные транспортные средства, перед инженерами встал вопрос, как повысить эффективность замедления. Особенно на заре развития автомобилестроения, когда тормоза были механическими и не имели усилителя — водитель со всей силы давил на педаль, блокируя колеса. А заблокированные колеса охотно скользят и очень неохотно замедляют транспортное средство, потому что коэффициент трения скольжения заблокированного колеса по дорожному покрытию ниже коэффициента трения покоя катящегося колеса. Кроме того, вращающееся колесо еще и позволяет сохранить управляемость автомобиля, потому что на заблокированных колесах даже с полностью вывернутым в сторону рулем машина будет скользить по инерции.
Решить эту проблему — обеспечить достаточно эффективное для замедления давление в тормозной системе и не допустить блокировку колес — призвана система АБС. Первые прототипы появились еще в 1930 годы, но в то время электроника была недостаточно развита, чтобы обеспечивать эффективную работу системы и ее массовое распространение. Ждать пришлось до 1978 года, когда Bosch создал пригодную для серийного производства систему — первым серийным автомобилем с системой АБС стал легендарный Mercedes-Benz W116, причем для него это была достаточно дорогая опция.